В России инновационно активных компаний меньше 10 процентов, а за рубежом - больше половины, сообщил президент Торгово-промышленной палаты Евгений Примаков на II Инновационно-промышленном форуме.
Причина, по его мнению, в том, что за рубежом внедряются не только технологические, но и управленческие инновации. Они гораздо дешевле. Именно здесь открывается большой пласт работы для предпринимательских объединений России. Евгений Примаков заметил, что в нынешних условиях необходим жесткий госконтроль за выделением финансовых средств на научные разработки и за их использованием.
Этот тезис жестко поддержал директор Республиканского НИИ интеллектуальной собственности Владимир Лопатин. "Если говорить о прозрачности и эффективности госзакупок, - заявил он, - то в прошлом году 80 процентов госконтрактов были заключены не в интересах государственных нужд". По его данным, российские ученые раздают свои изобретения бесплатно. Более 90 процентов технологических решений в России находится в режиме простой информации. Они не являются объектами гражданского оборота, их нельзя продать или передать. Поэтому большего вреда для России, чем экспорт "сырых знаний", нет. Незапатентованные идеи эксплуатируются зарубежными производителями, которые создают на их основе современные технологии, а потом продают в Россию.
По данным ученого, в мире запатентовано 10 тысяч патентов, связанных с нанотехнологиями. Из них 2030 патентов выдано в России. Но 2 тысячи из них выдано иностранным компаниям и только 30 - отечественным правообладателям. Это означает, что рынок, на который государством выделено 200 миллиардов рублей, уже очерчен "красными флажками" иностранных патентов.
Депутат Госдумы Илья Пономарев считает, что нужно прямое воздействие государства на этот рынок. В то же время есть законопроект о предоставлении особого налогового режима для бизнеса, работающего в области высоких технологий, позволяющий переходить таким компаниям на упрощенную систему налогообложения. Но минфин, сожалеет Пономарев, полагает, что всех нужно "стричь под одну гребенку". К сожалению, этот законопроект никак не удается рассмотреть во втором чтении, посетовал депутат.