Новости

01.12.2008 00:00
Рубрика: Общество

Эволюция авоськи в капитализме

Л.М.

Собеседник корреспондента Liberation Ольга Вайнштейн - филолог и историк моды, автор известной в России книги о дендизме.

- Является ли маленькая сетчатая сумка характерной особенностью советской эпохи?

- Не вызывает сомнений, что в России авоська в основном ассоциируется с годами дефицита, брежневской эпохой, затем с перестройкой - временами, когда в магазинах совсем не было товаров. В те времена люди не выходили из дома, не захватив с собой авоську или пакетик, "на всякий случай", вдруг в магазинах что-нибудь, как говорили в те времена, "выбросят". В те времена бабушки предпочитали матерчатые сумки, а молодежь, которая хотела идти в ногу с модой, - пластиковые пакеты. В 60-е и начале 70-х годов пластиковые пакеты в Советском Союзе были редкостью.

- Но у авоськи более древняя история, не так ли?

- Слово "авоська", появившееся в 1930-е годы, было придумано известным юмористом Аркадием Райкиным. В 1935 году он вышел на сцену с сетчатой сумкой в руке и объяснил зрителям: "Это авоська. Авось-ка я что-нибудь в ней принесу". Философия, выражаемая словом "авось", предполагает, что жизнь непредсказуема.

- Пластиковый пакет может быть предметом, придающим уверенность в себе?

- Если я беру в руки пакет, я придаю новые штрихи моему облику. Я его довершаю. Пластиковый пакет может играть роль четок, которые все время держат при себе католики или мусульмане. Для других эквивалентом пакету может стать сигарета, мобильный телефон, другой небольшой предмет, который дает ощущение безопасности. Когда вы держите такой предмет в руке, вы испытываете ощущение комфорта. Маленькие аксессуары, которые также являются символами социального статуса человека. Если ты держишь в руке письмо, значит, кто-то вспомнил о тебе и написал тебе. Если у тебя есть мобильный телефон - значит, у тебя есть друзья, которые тебе звонят.

- В наше время россияне все еще используют пластиковые пакеты не так, как на Западе?

- Да. Для вас, западных людей, пластиковый пакет - вещь временная. Его используют, чтобы принести покупки из магазина домой, а затем выбрасывают в мусорное ведро. Это предмет одноразового использования, поэтому он всегда выглядит новым. Упаковка используется один раз, но она есть всегда, и зачастую она красивее того, что в ней находится. Для нас пакет является более долговечным предметом. Он покрывается трещинками, выцветает. Временное приобретает качества постоянного. Пластиковый пакет - наглядная демонстрация того, что российское общество все еще сильно отличается от западного.

Из статьи

"Пластиковый пакет - воплощение российской мечты о богатстве"

(www.inosmi.ru)

Будем стильными

и немножко пьяными

Эванжелин Массон

Девушка, разглядывающая платье в витрине Kenzo, - типичная обеспеченная москвичка - ни груди, ни бедер, только по длинным волосам и можно понять, какого она пола.

Она носит туфли на высоком каблуке с закругленными носами, широкий ремень Dolce&Gabbana и светло-голубые джинсы-стрейч. На левом заднем кармане можно увидеть инициалы Армани, вышитые прозрачными и розовыми стразами. Сумка Louis Vuitton на плече завершает образ очередной жертвы моды. В 15 минутах ходьбы от ГУМа - кафе, одно из самых популярных у продвинутых москвичей. И мужская, и женская половины тщательно продумали свои наряды, подобрали сумочку к туфлям, просчитали свой стиль. Москва - город миллиардеров, это факт. Все продается, покупается, никакой дешевки. Когда нужно произвести впечатление, показать себя, все средства хороши, будь то машина, мини-юбка или мобильник.

Но не только нувориши и обеспеченная молодежь так заботятся о своей внешности. Молодежь, принадлежащая к разным социальным слоям, в целом весьма внимательна к своему внешнему виду. Не только шикарные кафе, но и городские улицы полны хорошо и со вкусом одетой молодежи. Асимметричная одежда, пирсинг, дреды, разноцветное мелирование, футболки, надетые друг на друга, каблуки с джинсами в обтяжку, туфли Converses с какой-то мешковиной - у каждого свой стиль. Большинство девушек держатся уверенно и стараются с помощью одежды подчеркнуть свои формы. Мальчики же предпочитают либо бунтарский вид и джинсы ниже пояса, из-под которых выглядывает нижнее белье, либо итальянский стиль - напомаженные волосы и облегающая футболка.

Но все же у них не так много средств, и кроме "золотой молодежи" мало кто посвящает свое свободное время шопингу. Они пользуются распродажами и дешевыми магазинами. Но не признаются в этом. Редкие в их гардеробе марки систематически выставляются напоказ, будь то кроссовки Adidas, очки Dior или сумка Gucci. Опытный глаз отличит подделку от оригинала.

Однако ярко-розовые спортивные костюмы, прозрачные топики и мини-юбки очень хорошо сочетаются со второй страстью московской молодежи: алкоголем. Не стоит думать, что все молодое поколение пьет, однако большинство юных москвичей болтаются по городу с бутылкой в руке. И действительно, как это ни прискорбно, сегодня можно отметить две вещи: молодежь предпочитает пиво водке и в общественных местах можно увидеть все больше девушек, его распивающих. Маша, 25-летний юрист, удивляется. "Раньше молодежь столько не пила, тем более на улице. Люди были более вежливыми и скромными. Сейчас молодежь все время пьет, может заниматься любовью прямо на траве в парке, а всем наплевать!"

Нельзя сказать, что в Москве мало театров, кафе, кино или ночных клубов. Наоборот! Но культурная и ночная жизнь в столице дороги.

Из статьи "Мода и алкоголь:

две страсти московской молодежи"

(www.inosmi)

Общество Соцсфера Социология Взгляд: мнения и комментарии
Добавьте RG.RU 
в избранные источники