«Тёрнер. 1775-1851»
ГМИИ им. А. С. Пушкина и Галерея «Тейт Бриттен» (Лондон)
До 30 января
Тернер – это британское все. На Волхонку привезли лучшее - 40 картин, 70 акварелей и 2 гравюры Джозефа Уильяма Тернера, восславившего лондонские туманы. Клод Моне и Василий Кандинский на его фоне смотрятся не более чем робкими последователями художника, который творил в первой половине девятнадцатого века, задолго по начала эпохи великих модернистских открытий.
Но стоит заметить, что в этих «наблюдениях» не было никакого волюнтаризма – только чистая наука. Тернер – человек эпохи Просвещения, к делу подходил как чистый и последовательный рационалист. Разрабатывал теорию зрительного восприятия, психологического и физиологического воздействия цвета на человека; дружил с выдающимися учеными-естествоиспытателями. Только так и можно было перенести на холст знаменитые лондонские туманы.
Иван Чуйков "Пусто"
галерея "Риджина"
До 7 декабря
Выставленный в «Риджине» "Аппарат для наблюдения пустоты и бесконечности" был построен еще в 1991-м году, и стоял в экпозиции отдела Новейших течений Третьяковки – до тех пор, пока оттуда не выгнали куратора Ерофеева, и начали раздавать произведения их авторам и владельцам. «Аппарат» – штука потрясающая. Слабонервным лучше не волноваться, а прочесть описание, сделанное Виталием Пацюковым: "Пространственные парадоксы и мнимости, возникающие в зеркально-лучевом топосе Ивана Чуйкова, наглядно подтверждают не только визуальные формы проявления научных парадигм, но и саму сущность искусства как иллюзии в высшем смысле этого понятия. Удваивая или умножая мир, иллюзия всегда оставляет зияние для не-иллюзии, для реальной пустоты экзистенции великого Ничто, которую можно выявить лишь при наличии контекста с наблюдаемой мнимостью". Ни добавить, ни убавить.
Южнорусская концептуальная школа из собрания Московского архива нового искусства
"Е. К. АртБюро"
До 15 декабря
В конце 80-х два одессита, Юрий Лейдерман и Сергей Ануфриев, соединились с золотым ребенком московского концептуализма Павлом Пепперштейном, образовав культовую группу "Медицинская герменевтика". Но в работах на нынешней выставке – никакой интеллектуальной рафинированности, характерной для «Медгерменевтов», только чистый драйв: разболтанный и психоделический одесский нью-вейв, грубый и восхитительно аляповатый. Фирменный одесский абсурд и ментальный беспредел, выливающийся в изощренный декаданс.
Nothing To Display
Фасад здания «Мосэнерго». Раушская набережная, 8
До 22 декабря
Центром современной культуры «Гараж» пригласил одного из самых мощных международных кураторов - Ханса-Ульриха Обриста. С его подачи до последней декады декабря на знаменитом «мосэнерговском» фасаде на огромном экране будут показывать актуальные образцы видеоарта. Из Кремля (при хорошей погоде, конечно) можно будет увидеть самый звездный интернациональный набор – творения Дугласа Гордона, Пипилотти Рист и других. Все флаги в гости к нам.