Индийский мегаполис Мумбаи постепенно приходит в себя после бойни, учиненной террористами и унесшей почти двести жизней.
Вчера в городе открылись рынки и школы, на улицах вновь появились привычные "пробки". А индийские власти тем временем занимаются расследованием и пытаются извлечь уроки на будущее. Премьер-министр Манмохан Сингх предложил комплекс мер по усилению национальной системы безопасности. Надо незамедлительно создать Федеральное агентство расследований для разбирательств по всем случаям террористических преступлений, укрепить антитеррористические формирования, в том числе элитную Национальную стражу безопасности.
Что касается расследования, то идут активные допросы единственного захваченного живым террориста. Это 21-летний Азам Амир Касаб, уроженец города Фаридкот в провинции Пенджаб на юге Пакистана. Он показал, что группа в составе десяти боевиков в течение трех месяцев проходила специальную подготовку в тайных лагерях радикальных исламистов на территории Пакистана. Затем они морем пошли к Мумбаи и прибыли туда на рыбацкой лодке, которую захватили примерно на полпути между Карачи и Мумбаи. Боевики имели в виду устроить "индийское 11 сентября" и уничтожить не сто и не двести, а несколько тысяч человек.
Следы явно ведут в Пакистан. Вопрос только в том, замешаны ли в деле пакистанские власти. Многие в Индии уверены, что замешаны. Ответственность за теракты в Мумбаи взяла на себя никому не известная организация "Деккан муджахеддин". Но индийцы, равно как британские и американские спецслужбы, полагают, что на самом деле нападение совершила радикальная группировка "Лашкар-э-Тайба", которая терроризирует Индию уже много лет и виновна в гибели сотен людей. Ее, в частности, обвиняли и в нападении на индийский парламент в 2001 году, после чего Индия и Пакистан оказались на грани войны. Сейчас индийские следователи опознали "почерк" "Лашкара" в Мумбаи. Эта группировка была объявлена в Пакистане вне закона еще в 2002 году, но сменила имя и до сих пор жива и активна. Более того, индийцы думают, что "Лашкар" имеет покровителей в пакистанских спецслужбах.
Премьер-министр Индии Манмохан Сингх в телеобращении к нации заявил, что его страна не будет мириться с соседями, которые предоставляют убежище вооруженным боевикам. Но министры обороны и иностранных дел Пакистана категорически отвергли подозрения в пособничестве организаторам нападения. "Это общая проблема. Мы противостоим одному врагу и должны объединить усилия, чтобы одержать победу", - заявил глава пакистанского МИД Шах Мехмуд Куреши, отметивший, что Индия пока не представила никаких доказательств "пакистанского следа".
Президент Пакистана Асиф Али Зардари выступил по индийскому телевидению и осудил террористов, заявил о готовности всесторонне содействовать следствию и предостерег от слишком поспешных выводов: "Если появятся любые доказательства причастности к делу частного лица или группировки из моей страны, я немедленно приму меры, о которых узнают во всем мире".
Зардари также выступил с беспрецедентным предложением: направить в Индию главу могущественного Управления межведомственной разведки (ISI) генерала Пашу, чтобы он помог в расследовании. Однако вышел конфуз. Управление заявило, что с ним предварительно не проконсультировались и его шеф ни в какую Индию не поедет. Правительству пришлось дать задний ход и сказать, что будет направлен нижестоящий чиновник, да и то неизвестно когда. В связи с этим вновь встал вопрос о том, до какой степени гражданское правительство Пакистана контролирует межведомственную разведку.