Если проанализировать объявления о вакансиях, то легко заметить: требуются в основном люди в возрасте от 25 до 45 лет - ни до, ни после.
А что говорить о пенсионерах... Правда, это в меньшей мере касается высококвалифицированных токарей, фрезеровщиков, расточников... "Золотые" рабочие руки в дефиците, поэтому тут нарасхват и 60-летние, и даже старше. Говорят, на одном из ленинградских заводов за таким спецом-пенсионером даже высылают машину, и зарплату ему положили солидную. Но это исключения, которые подтверждают правило. А оно таково: работодатели, особенно частники, стремятся набрать молодежь, желательно - с некоторым опытом. От пенсионеров же предпочитают избавляться, что является не чем иным, как возрастной дискриминацией.
Между тем демография не сулит работодателям ничего хорошего. Молодежи немного - на всех не хватит. А среди пенсионеров немало энергичных людей, которые могли бы еще потрудиться на пользу стране.
Вот об этом шел разговор за "круглым столом", в котором приняли участие первый заместитель мэра Москвы Людмила Швецова, руководитель столичного департамента соцзащиты населения Владимир Петросян и другие заинтересованные лица. Тема обсуждения: "Новые направления социальной политики в отношении пожилых людей в Москве".
Людмила Швецова рассказала о европейском опыте квотирования определенного процента рабочих мест для пожилых работников. Но подчеркнула: если человеку здоровье не позволяет исполнять свою должность, следует сменить работу. В этой "новой занятости" должен поучаствовать и городской бюджет: организовать для пенсионеров систему переобучения и повышения квалификации. По словам Швецовой, это не значит, что Москва собирается сворачивать социальные программы в связи с экономическим кризисом. Например, с 1 декабря минимальная пенсия москвича выросла до 6800 рублей. Но разве энергичному человеку прожить на такую пенсию?
По данным директора НИИ геронтологии Владимира Шабалина, средний пенсионер в России все-таки работает - лет пять после достижения пенсионного возраста. Среди причин, по которым человек увольняется, называется три основных: "желание отдохнуть", фактор здоровья и "злая воля" начальства - примерно по 30 процентам случаев.
С объективными причинами не поспоришь, а вот как бороться с возрастной дискриминацией, осталось неясным. Но в условиях нехватки трудоспособного населения, с которой вскоре столкнется наша экономика, возможно, вопрос разрешится сам собой. Не зря опять пошли разговоры о повышении пенсионного возраста. Хотя бы для женщин, которые в среднем живут на 10 лет дольше... Участники дискуссии пришли к выводу, что рано или поздно пенсионный возраст придется повышать... И к этому надо готовиться. Но захочет ли рынок труда использовать возможности 60-летнего человека? Поэтому уже сейчас надо продумать систему защиты от возрастной дискриминации в сфере трудовых отношений. В 90-е годы, как отметили участники "круглого стола", рынок труда жестоко обошелся со зрелыми людьми, и надо избежать повторения. Похоже, уже не за горами времена 60-летних работников.