Депутаты Тамбовской городской думы полагают, что местному бюджету финансовые бури не страшны. Однако экспертам главный финансовый документ напоминает договор о намерениях.
Арендаторы под амнистией
Оптимизм народных избранников основан на том, что урезать в бюджете по большому счету нечего. Основной источник пополнения городской казны (40 процентов) - налог на доходы физических лиц. Этот ручеек, как полагают депутаты, никогда не иссякнет. Ведь зарплаты горожан медленно, но растут.
Остается и выручка от продажи муниципального имущества. В 2009-м торговля недвижимостью должна дать более 11 процентов казенных доходов. Правда, в свое время этот источник несколько "осушили" обманутые дольщики печально известной "Социальной инициативы". Городские власти частично взяли на себя компенсацию убытков горожан, доверившихся "пирамиде" во многом из-за гарантий местных чиновников. Эти потери возместили как раз за счет средств от продажи имущества.
С января 2009-го предприниматели, арендовавшие муниципальные помещения не менее трех лет подряд, получат преимущественное право их выкупа по цене, которую назначит независимый оценщик. Площадь выкупаемого помещения ограничивается 3 тысячами квадратных метров, а рассрочка платежа - пятью годами. При этом право выкупа предоставляется лишь тем, кто ранее аккуратно перечислял плату за аренду.
Правда, когда члены Координационного совета по развитию малого и среднего предпринимательства попытались найти добросовестных арендаторов, то выяснилось, что их… нет. Как заявил председатель комитета экономразвития и управления муниципальной собственностью Вячеслав Баранов, каждый арендатор за три года хотя бы однажды просрочил платежи. Однако виноваты в этом сами чиновники, которые в поисках дополнительных источников пополнения казны то и дело меняли правила игры, вводили новые методики расчета, перестраивали структуру комитета. В итоге Координационный совет объявил для арендаторов своего рода амнистию. Чиновники решили считать предпринимателя добросовестным, если на момент подачи заявления о выкупе имущества у него не будет задолженностей.
Административный затор вроде бы снят и в казну должны потечь деньги, вырученные от продажи муниципального имущества. Но возникшие сложности с получением кредитов, особенно дешевых, и застывшие цены на недвижимость могут отвадить арендаторов от покупки помещений.
Не сезон
В Тамбове никогда не было промышленных гигантов, а небольшие заводы, нахватав в свое время кредитов, так и не сумели ими толком распорядиться. Пожалуй, лишь "Комсомолец", вагоноремонтный и завод подшипников скольжения нашли свою нишу.
Когда несколько лет назад на Тамбовском вагоноремонтном (филиал ОАО "РЖД") восстановили литейное производство, был зафиксирован потрясающий рост выплавки черных металлов - в 2,5 раза. Предприятие вошло в число лидеров отрасли и "клуб миллиардеров". В этом году его доходы приблизятся к трем миллиардам рублей. Попутно крупнейший тамбовский налогоплательщик разрушил устоявшийся миф, что на производстве не желает работать молодежь. Из почти трех тысяч его сотрудников треть - моложе 35 лет. Их привлекает высокая по городским меркам зарплата.
Однако в октябре упал спрос на основную продукцию - колесные пары. Заказчики стали отказываться оплачивать выполненные заказы. Первую декаду ноября завод не работал. Увольнения, как сообщили в профсоюзной организации, пока не планируются, но накладные расходы придется сократить на четверть.
Похожие процессы - и на заводе подшипников скольжения. Правда, главный инженер, руководитель думской комиссии по социально-экономическому развитию и бюджету Алексей Колмаков считает, что спад производства носит сезонный характер. Действительно, говорить о каком-то экономическом обвале пока не приходится. Однако наметившиеся процессы в любом случае отрицательно скажутся на сборах налогов с доходов физических лиц.
Смягчить влияние кризиса неплатежей могла бы внутриобластная кооперация. Скажем, вагоноремонтный будет покрывать кузова только краской, произведенной в Котовске, а товарный блеск изделиям станет придавать на заводе "Тамбовгальванотехника". Впрочем, предприятия ищут более выгодных партнеров.
Пух да перья
Трехлетние бюджеты, принятые в прошлом году на региональном и муниципальном уровнях, должны дать возможность заключать долгосрочные контракты, брать "длинные кредиты". Региональные власти вынуждены прилагать усилия, чтобы смягчить влияние мирового финансового кризиса на местную экономику. При этом они отлично понимают, что с таким же успехом могут управлять цунами или мировыми ценами на нефть. Региональная финансовая "подушка безопасности" - 1,2 миллиарда рублей - настолько тонкая, что при снижении налоговых поступлений от нее останутся только пух да перья.
В абсолютных цифрах "социалка" весит немногим более 15 миллиардов рублей, при этом "съедает" 60 процентов расходной части, и ее аппетиты растут. Не внушают оптимизма крайне низкие зарплаты учителей, необходимость погашения кредитов, взятых под строительство и капремонт автодорог, корректировка инвестиционных программ. Вырастут бюджетные расходы на здравоохранение. Они пойдут в основном на лекарства и компенсацию роста цен на продукты для больниц.
Поправки в областной бюджет повлияют и на тамбовский. В конце октября гордума уже внесла в него изменения. Хотя прогнозируемый объем доходов с учетом поступлений из федеральной и областной казны вырос более чем на 1 миллиард, подрос и дефицит. Остальные корректировки касаются главным образом пассажирских перевозок. И в общих чертах трехлетний расклад выглядит пристойно. Социальный оптимизм полезен для здоровья. На котором, разумеется, экономить нельзя.