Рифкат Минниханов: Водителей в Татарстане заставят пристегиваться только большие штрафы

Начальник Управления ГИБДД МВД по Татарстану Рифкат Минниханов за рулем уже более тридцати лет. Он признался, что на его счету две давние аварии, которые он считает серьезными.

Произошли они еще во время службы в Вооруженных силах: один раз, разворачиваясь, не убедился, что ему никто не мешает совершать маневр, в другом случае не успел вовремя среагировать и его "Ниву" зацепил грузовик. С тех пор главный инспектор республики очень внимательно относится к дороге, а также к тому, что на ней происходит.

Российская газета: Рифкат Нургалиевич, правда ли, что с появлением камер фото- и видеофиксации вы вздохнули свободно, ведь следить за дорогой стало гораздо легче?

Рифкат Минниханов: Пока что камер боятся меньше, чем инспекторов. Недавний пример. На 13-м километре дороги Казань - Оренбург мы провели эксперимент: выставили с обеда и до полуночи автомобиль ГИБДД без опознавательных знаков. В тот день переносной видеофиксатор сработал около 900 раз. На следующий день на тот же участок выехала машина с цветографической окраской ДПС, и сразу число нарушителей снизилось вдвое. У меня складывается впечатление, что у некоторых водителей слишком много денег, раз они позволяют себе отдавать за штрафы по 20-30 тысяч рублей и даже больше. Может, стоит еще раз пересмотреть их в сторону увеличения? Парадокс, но пока что повысить правосознание наших граждан за короткое время можно только с помощью карательных мер. Как только штраф за непристегнутый ремень и отсутствие удерживающего устройства для ребенка будет не 500, а 5 тысяч рублей, все начнут пристегиваться! Или если мы будем пьяных водителей не только прав лишать, а еще наказывать на очень круглую сумму, думаю, в следующий раз они хорошенько подумают, стоит ли садиться за руль нетрезвым.

Если говорить о том, какие изменения произошли на улицах Казани после появления камер, то вы, наверное, и сами заметили, что лихачить стали гораздо меньше. Средняя скорость движения упала с 80-100 до 60-80 километров в час. Теперь наша задача снизить ее до положенных 60. За четыре месяца камеры зафиксировали более 100 тысяч нарушений. Это несколько охладило пылких водителей. В итоге число аварий немного сократилось, а дорожная обстановка стабилизировалась. И это притом, что автомобильный парк республики увеличился в этом году еще на 60 тысяч машин.

Если все эти меры позволят сохранить хотя бы одну человеческую жизнь, уже можно говорить о том, что изменения того стоили.

РГ: Наш читатель Алексей Платонов считает, что ночью на дорогах Казани ничего не изменилось - машины по-прежнему "летят", не обращая внимания на красный сигнал светофора. При этом ночью в городе не видно инспекторов. Алексей спрашивает, можно ли усилить патрули на наиболее аварийных улицах именно в темное время суток?

Минниханов: Инспекторов действительно не хватает: на сегодня штат укомплектован всего на 47 процентов. Отчасти заменить их смогут опять-таки камеры фото- и видеофиксации. До конца этого года они появятся на всех проблемных перекрестках и улицах, это я могу обещать.

РГ: Много нареканий у казанских водителей вызывает отдельная полоса для автобусов. Не рановато ли ее ввели? Может быть, для начала нужно было решить вопрос с парковками и расширением дорог?

Минниханов: У нас не было другого выхода, когда пришлось выбирать - либо весь город стоит в пробках, либо хоть что-то едет. Приоритет был отдан общественному транспорту. Большинство казанцев должны быть уверены, что вовремя доберутся утром до работы, а вечером - до дома. Альтернативы общественному транспорту в мегаполисах нет и не будет. Сколько бы паркингов и развязок мы ни строили, за темпами автомобилизации все равно не угонимся. Поэтому, я подчеркиваю, акцент был сделан на общественный транспорт.

РГ: Транспортный "переворот" произошел не только в Казани, но и за ее пределами, когда с междугородних линий исчезли "газели". Этот запрет далеко не всем пришелся по душе. Результат того стоил?

Минниханов: До сих пор есть вопросы. Воюем... Судимся… Но моя позиция принципиальна - автобусам малой вместимости на междугородних маршрутах не место. Я думаю, что цифры говорят сами за себя - с исчезновением "газелей" число погибших по вине водителей автобусов по сравнению с прошлым годом снизилось в четыре раза.

Сейчас под контролем системы спутниковой навигации находится около 600 междугородних автобусов. Это помогает следить за тем, как ведут себя водители на дороге в режиме реального времени. И они об этом знают. Если сравнивать с прошлым годом, то число нарушений правил дорожного движения на междугородних перевозках сократилось на треть.

РГ: Еще один вопрос, который волнует наших читателей. Это очереди в ГИБДД. Сейчас обсуждается проект нового регламента регистрации автомобилей, по которому время ожидания в очередях для подачи документов должно сократиться до 30 минут, а время ожидания начала осмотра автомобиля - до 15. Как вы считаете, реально ли это?

Минниханов: В принципе, мы к этому готовы. У нас есть необходимая компьютерная техника, программное обеспечение, сетевые коммуникации и платежные банковские терминалы. Уже не первый год все городские и межрайонные регистрационные подразделения ГИБДД республики работают в едином режиме - с 8 до 20 часов без выходных. Но масштабы автомобилизации республики таковы, что существующей сети пунктов регистрации и, соответственно, имеющегося персонала уже не хватает. Сейчас мы прорабатываем вопрос об открытии дополнительных пунктов регистрации машин в крупных автосалонах.

РГ: Талгат Кашапов из Уфы интересуется, как вы решаете проблему уплаты водителями административных штрафов. Поступает ли информация о факте оплаты из банков, освобождая владельцев от посещения подразделений ГИБДД? К примеру, в Уфе внедряют платежные терминалы в патрульные машины, а как в Казани?

Минниханов: Мобильных терминалов у нас нет, но до конца этого года банкоматы, которые будут принимать штрафы за нарушение правил дорожного движения, появятся как минимум в 5-6 наших подразделениях. Проблема заключается в том, что установка и обслуживание терминалов обходится в круглую сумму, а брать комиссию за платежи банки не имеют права. Так что пока нам удалось договориться лишь с единицами. Но мы собираемся развивать эту систему и дальше.

Сейчас в Татарстане несколько банков принимают штрафы ГИБДД и автоматически вносят фамилию плательщика в нашу базу данных. Так что водителям, которые оплатили здесь штраф, нет необходимости показывать квитанцию в районном подразделении ГИБДД. Полный список банков можно посмотреть на нашем сайте (http://www.rpolice.ru).

РГ: Жительница Казани Татьяна Ларина спрашивает, когда по центру перестанут ездить большегрузы. Неужели нельзя запретить или ограничить для них въезд в город?

Минниханов: Это решение - за администрацией Казани. Проблема действительно назрела, и я неоднократно об этом официально заявлял и предлагал ограничить движение для большегрузов хотя бы в дневное время. Но городские власти до сих пор думают над этим вопросом.

РГ: Свой вопрос прислал и пенсионер Владимир Постников из Тюменской области. Его очень интересует, наведен ли порядок на посту ДПС у моста через реку Вятку недалеко от города Мамадыш. Он утверждает, что инспекторы крайне наглым образом вымогают деньги у водителей транзитных автомобилей. В начале июня 2006 года пенсионер вместе с семьей отправился в отпуск и, чтобы беспрепятственно проехать этот пост, был вынужден отдать 3 тысячи рублей.

Минниханов: У меня действительно есть претензии именно к этому посту. Но привлечь к ответственности взяточников мы можем только в том случае, если пострадавшие заявят об этом открыто. Все подобные факты передаем в прокуратуру. Так что если вы можете сообщить подробности по телефону доверия МВД по РТ (843) 291-20-02, мы примем соответствующие меры в отношении вымогателя.

РГ: Кстати, о вымогателях. В июле этого года глава МВД по РТ дал указание проверить на полиграфе часть сотрудников ГИБДД. Как вы считаете, эффективна ли эта мера в борьбе с нечистыми на руку инспекторами?

Минниханов: Сама по себе проверка на полиграфе абсолютно объективной оценки дать не может. Поэтому в первую очередь детектор лжи прошли инспекторы так называемой группы риска, которые уже давно подозреваются в служебной нечистоплотности.

Работа по выявлению недобросовестных сотрудников ведется постоянно. За этот год различные службы ГИБДД прошли более 200 проверок, по результатам которых было возбуждено 5 уголовных дел, уволено больше 20 человек и еще 155 сотрудников привлечено к дисциплинарной ответственности.