Алексей Чеснаков: Поправки в Конституцию дали возможность гражданам подготовиться к грядущим переменам

Накануне пятнадцатилетия Конституции РФ Государственная Дума и Совет Федерации одобрили поправки в Основной закон, предложенные президентом страны Дмитрием Медведевым, увеличивающие срок президентских и депутатских полномочий с четырех до шести и пяти лет соответственно.

Сегодня эту тему комментирует директор Центра политической конъюнктуры Алексей Чеснаков.

Российская газета: Алексей Александрович, почему необходимо было вносить поправки в Конституцию 1993 года?

Алексей Чеснаков: Для нашего законодательства ключевым принципом должна быть формула: "закон для граждан", а не "граждане для закона". Если у нас меняются какие-то социально-экономические и политические условия, необходимо в соответствие с этим приводить и законы. Чтобы они помогали, а не мешали гражданам реализовывать себя.

Если вспомните, то большинство поправок в конституции старых демократий вносились буквально через два-три года после того, как они были приняты. Например, первая поправка в Основной закон США появилась через два года после его принятия. То же самое с Конституцией Франции - она была принята в 1958 году, а в 1960-м в нее внесли первую поправку. И это нормально. Ведь конституция - это живой документ, она должна соответствовать своему времени. Конечно, кое-кому хотелось бы, чтобы Основной закон оставался неизменным как некая гарантия стабильности. Но если эта гарантия устаревает, то ее можно и нужно менять, соблюдая прописанную в Конституции процедуру.

РГ: Насколько изменилась ситуация в России по сравнению с 1993 годом?

Чеснаков: Да мы с вами живем в другой стране. Думаем о бюджетах на три года, о стратегии социально-экономического развития до 2020 года, о том, как построить "цифровое общество". На самом деле это очень серьезно. В 1993-м мы об этом и помыслить не могли. Так разве мы можем сегодня держаться за те установки, которые были 15 лет назад? Тот путь, что мы преодолели за полтора десятка лет, многие страны проходили за 40-50, а то и 60 лет. Люди успевали привыкнуть к переменам, "сродниться" с ними. Нам же временами кажется, что в стране ничего не изменилось, потому что психологически мы еще не успели перестроиться.

РГ: Не форсировал ли принятие конституционных поправок финансовый кризис?

Чеснаков: Возможно, каким-то образом стимулировал. Но не думаю, что поправки - следствие мирового финансового кризиса. Ведь речь идет о политических изменениях.

РГ: Какие из внесенных поправок вы считаете основополагающими?

Чеснаков: Весь пакет можно назвать основополагающим. Инициативы нацелены на то, чтобы, во-первых, улучшить гражданское представительство в органах власти. Во-вторых, повысить роль политических партий при выдвижении кандидатур на пост главы региона. В-третьих, увеличить возможность малых партий влиять на парламент, даже если они имеют одно-два места в палате. Очень важным моментом считаю предложенную президентом новую систему наделения полномочиями членов Совета Федерации - теперь выдвигаться имеют право только те люди, которые прошли через сито местных, региональных выборов. Впечатляет и новая роль Общественной палаты, которая получает возможность влиять на законопроекты, касающиеся собственности и конкретных проблем граждан. На мой взгляд, все это ключевые вещи.

РГ: Гарантирует ли это, что в структурах власти не будет случайных людей?

Чеснаков: Случайные люди будут всегда и везде, при любом отборе. Мы же на земле живем, в сложном, неоднозначном мире. Я далек от мысли, что, например, среди депутатов через пять минут после вступления в действие новых поправок в Думе появятся люди, стопроцентно соответствующие идеальному образу депутата. Депутат - это народный представитель. Какой кандидат людям нравится, того и будут выбирать. Не могут же все депутаты быть одинаковыми. Это же не конкурс красоты, здесь нет единых стандартов, чтобы, например, все мужчины были красивые спортсмены ростом не меньше 190 см, а дамская половина состояла бы только из симпатичных фотомоделей. Разным группам людей нравятся разные кандидаты. Кто-то говорит ярко, но пусто. Кто-то говорить вообще не любит или не умеет, но работает здорово. В этом и преимущество представительной демократии, что выбираются не однотипные люди, а разные.

РГ: Что, собственно, меняет предложение продлить срок депутатских полномочий еще на один год, президентский - до шести лет?

Чеснаков: Это придаст устойчивости фундаменту политической системы. В условиях, когда проводится пакет реформ, нацеленных на демократизацию этой системы, необходимо сбалансировать, усилить фундамент. Ведь когда вы делаете серьезный ремонт в доме - устанавливаете систему кондиционирования либо еще одно окно прорубаете, вы в первую очередь смотрите: а выдержит ли фундамент? Если выдержит, двигаетесь дальше, если нет, начинаете укреплять фундамент. Вот так и с поправками. Медведев, на мой взгляд, достаточно аргументированно объяснил, почему одним из базовых элементов политической устойчивости в стране является срок, который действует для двух всенародно избираемых органов власти - президента и Государственной Думы. Напомню: увеличение сроков полномочий Госдумы и президента нельзя рассматривать поодиночке. Потому что только эти два органа в нашей системе избираются всенародным голосованием.

РГ: То есть вы считаете сегодняшние поправки своевременными?

Чеснаков: Они действительно своевременны. Эти поправки очень важны для развития политической системы, которая постоянно нуждается в некоторых в изменениях, иначе она "застывает".

Возьмем ситуацию с губернаторами. Очевидно, что здесь необходимо усилить влияние политических партий. До сегодняшнего дня решения по выдвижению кандидатуры губернатора в большей степени принимались на административном уровне. А губернатором должен быть человек, который обладает определенным весом, у которого есть связь с политическими организациями. Возьмем ситуацию, при которой партия побеждает на региональных выборах. Что дальше? Во-первых, она выдвигает на должность главы региона своего кандидата, и тем самым обеспечивается доверие населения и к партии, и к губернатору. Во-вторых, глава региона получает возможность вместе с правящей партией принимать важнейшие для региона решения. В-третьих, если губернатор выходит в Законодательное собрание со своими инициативами, к кому он в первую очередь обращается? Конечно, к той партии, которая его выдвинула. Он с единомышленниками ведет разговор, убеждает тех, кто против, доказывает обоснованность своих инициатив.

Это касается и инициативы в отношении выдвижения кандидатур в Совет Федерации. Новая система будет больше соответствовать философии представительной власти, чем та, которая есть сейчас.

РГ: Президентские поправки пройдут все процедурные барьеры и вступят в силу лишь в 2012 году...

Чеснаков: По новым правилам депутаты и президент будут избираться в 2011 и 2012 годах. Тем самым будут разведены сроки выборов депутатов и главы государства, что уже очень хорошо. Дмитрий Медведев не напрасно внес поправки в самом начале своего президентства: люди имеют возможность осмыслить его предложения, подготовиться к грядущим переменам.

РГ: Политическая ситуация, считаете, останется стабильной?

Чеснаков: Безусловно. Хотя не исключаю, что могут появиться разного рода популисты, желающие "поиграть" на некоторых кризисных явлениях, которых нам не избежать. Вопрос лишь в том, насколько они окажутся серьезными? Всегда найдутся люди, которые не удовлетворены существующим положением дел, которые хотели бы получить гораздо больше, чем имеют. Их претензии не основываются ни на их политическом, ни на моральном капитале. Зато они готовы на мелкие политические провокации. Кстати, эту категорию людей имел в виду и президент, когда сказал, что никому не позволит "раскачивать лодку" и приобретать политический капитал на кризисных явлениях, сея панику среди россиян.