Что будет с ЕГЭ и учительскими зарплатами? Как оценить работу ученого? На эти и другие вопросы отвечал на "Деловом завтраке" в редакции "РГ" министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко.
О стандартах
- С 2009 года мы должны начать широкую апробацию образовательных стандартов второго поколения в регионах - так записано в законе. Это не значит, что все 13 миллионов российских школьников с 1 сентября начнут по ним учиться. В первую очередь новые стандарты придут в школы, победившие в конкурсе в рамках нацпроекта "Образование". Это достойная команда, способная взять на себя такую ответственность. А дальше будут изменения и дополнения. Но бояться не надо. Стандарты - это "живое" дело, попытка представить новый подход к обучению. И, кстати, разработаны они с участием учителей. Это очень важно.
О ЕГЭ
- Хотелось бы, чтобы мы наконец-то перестали демонизировать ЕГЭ. Это проверка знаний. Другое дело, что система проверки знаний не должна быть разовой - только в конце обучения. Необходимо учитывать достижения ребят в течение всей школьной жизни.
Думаю, что ЕГЭ для такого предмета, как литература, - не оптимальный способ проверки. По крайней мере, не единственный. Думаю, можно было бы проводить в 11-м классе итоговое сочинение, которое не станет элементом "единого", но тем не менее будет обязательным для всех. Уверен: русский язык, математику, физику, химию, словом, все науки, где можно обеспечить формализацию вопросов и ответов, - реально сдавать в форме ЕГЭ. Другое дело, что для каких-то предметов нам нужно уходить от тестовой системы.
О "двойках" и аттестатах
- Выпускник, получивший "двойку" по одному обязательному предмету, сможет пересдать экзамен по этому предмету в дополнительные сроки в этом же году, а в случае повторения неудовлетворительного результата получит справку об обучении в образовательном учреждении. Если же выпускник получит "двойки" по обоим обязательным предметам, справку ему выдадут сразу. Вместе с тем у него останется право пересдать экзамены через год и получить аттестат. Что касается ситуации, когда ребенок получит "двойку" по необязательным предметам, выбранным им самим, то эта "двойка" никак не повлияет ни на получение аттестата, ни на оценку по данному предмету в аттестате.
О зарплатах
- По всем принятым законодательным нормативным актам зарплату при переходе никто потерять не может. С конкретными случаями снижения выплат педагогам будем разбираться отдельно. Но есть и другой момент. Если в 1998 году было 22 миллиона школьников, то сегодня их - 13,5 миллиона. А вот количество учителей почти не уменьшилось. Я понимаю все социальные аспекты этой проблемы. Но не считаю, что школа должна подменять собой систему социальной поддержки безработных. Никто не говорил, что зарплаты вырастут на 20-30 процентов сами по себе. Они растут именно потому, что где-то происходит упорядочение школьной системы. Знаю, эти меры далеко не всегда и не у всех популярны. Но сегодня, по самым скромным оценкам, примерно треть средств в сфере образования расходуется не самым эффективным образом. Очень маленькие классы, в "параллели" - максимум "А" и "Б". А ведь те деньги, которые идут в школу, скажем, с пятью учениками, могли бы расходоваться гораздо эффективнее, переведи мы этих ребят в соседнюю, более крупную.
О ресурсных центрах
- В нацпроект включена поддержка создания ресурсных центров начального и среднего профобразования. За два года из федерального бюджета выделено более 6 миллиардов рублей. И еще около 7 миллиардов - в качестве софинансирования. Результат? Создается примерно 250 ресурсных центров по всей России. Заметная цифра. В этих центрах в материально-техническое оснащение вложены немалые средства, там самое лучшее оборудование, оптимальные условия не только для обучения студентов, но и для переподготовки мастеров, преподавателей. Их создание на конкурсной основе продолжится и дальше. Нужно, чтобы хотя бы 10 процентов учреждений НПО и СПО превратились в ресурсные центры. Пока в стране получили поддержку меньше пяти процентов.
О сокращении вузов
- Я считаю, что если бы в России сохранилась где-то тысяча, так скажем, "точек" высшего образования, включая филиалы вузов, то эта сеть позволила бы более эффективно и финансировать, и развивать высшую школу. Сегодня в России, на мой взгляд, имеется около 50 серьезных конкурентоспособных университетов. Еще примерно 150-200 вузов дают хорошее образование, но по более узкому профилю. А всего в стране сегодня 1,5 тысячи аккредитованных вузов и 2200 филиалов. Многие регионы сами требуют: закрыть филиалы, куда абитуриентов порой принимают просто по переписке. Как? Заполнил анкету, получил квитанцию, оплатил - и ты студент. Это дискредитация образования.
Сегодня аккредитационные показатели не выполняют около тысячи филиалов. Нам нужно поддерживать эффективные институты, увеличивать их финансирование, а не растрачиваться на псевдообразование. Думаю, в ближайшем будущем количество филиалов вузов в регионах уменьшится вдвое - одни будут закрыты, другие будут присоединены к дающим более качественное образование. Количество вузов года за четыре, по нашим оценкам, сократится где-то процентов на 20 - тоже путем реорганизации и объединения. И никто от этого не потеряет.
О Годе учителя
- В России образование действительно стало национальным приоритетом, как никогда уделяется много внимания учительству и школе. И это связано не только с тем, что в рамках нацпроекта добавили деньги. Все поняли, что без этого никуда. Год учителя, если его правильно "запустить", сыграет огромную роль на перспективу.
Об ученых и академии
- Мы подготовили проект постановления правительства об оценке результативности работы научных организаций. Предлагается ввести четкие критерии, которые позволят понять, кто есть кто в научном сообществе. В первую очередь это "вес" научных организаций в мировом научном пространстве, что оценивается, например, по числу публикаций сотрудников определенного НИИ или академии в престижных журналах, по индексу цитирования.
К примеру, математик Григорий Перельман вырос и работал в знаменитом Санкт-Петербургском отделении Математического института им. Стеклова. Средний индекс цитирования по этому институту очень высок, а его директор академик Фаддеев - один из самых цитируемых российских ученых. Институт может и должен поддерживать таких ученых. Но это не противоречит требованию ввести критерии оценки. Ведь в данном случае они касаются не отдельного ученого, а института. Чтобы сильные коллективы могли получить более существенное финансирование. А как внутри института распределят деньги - это в первую очередь дело самой научной организации.
О господдержке науки
В ближайшие год-полтора больше внимания будем уделять развитию инфраструктуры, центрам коллективного пользования. Поддерживать ту науку, которая готова осуществить технологические прорывы. Вместе с партнерами из других министерств необходимо сформулировать несколько приоритетных масштабных направлений. К примеру, энергосбережение, рациональное природопользование, борьба с социально значимыми заболеваниями - это очень значимые для экономики и общества задачи. И здесь государство может стать заказчиком, формируя будущие рынки.
Выпускники школ и абитуриенты буду сдавать "единый" по 11 предметам. Два из них - русский язык и математику - в обязательном порядке, остальные - химию, физику, литературу, информатику, географию, историю, обществоведение, биологию и иностранный язык (английский, французский, немецкий или испанский) - по выбору.
До 1 февраля - вузы объявляют правила приема и перечни вступительных испытаний.
До 1 марта - абитуриенты подают заявления на участие в ЕГЭ (с указанием выбранных экзаменов).
20-29 апреля - ЕГЭ для тех, кто имеет право на досрочную сдачу (участники олимпиад, уезжающие на соревнования, дети, выезжающие на плановое лечение и др.).
26 мая - 19 июня - ЕГЭ для основной массы выпускников школ и абитуриентов.
20-30 июня - школы выдают аттестаты и свидетельства о сдаче ЕГЭ.
20 июня - 25 июля - прием документов в вузах.
До 5 июля - подача документов от абитуриентов, не имеющих результатов ЕГЭ (выпускники прошлых лет, служащие в армии и др.).
10 июля - последний срок отправки документов по почте.
7-17 июля - ЕГЭ для иностранных граждан и выпускников учреждений начального и среднего профобразования, не имеющих результатов ЕГЭ.