В работе совместной коллегии министерства промышленности Беларуси и министерства промышленности и торговли России участвовали их руководители Анатолий Русецкий и Виктор Христенко, российский посол Александр Суриков, заместитель Госсекретаря Союзного государства Василий Хрол. О необходимости таких встреч тех, кто занимается реальной экономикой, не раз говорил Госсекретарь Союзного государства Павел Бородин, приводя в пример успешное сотрудничество МВД, таможенных комитетов, комитетов по гидрометеорологии двух стран.
Очевидно, общая для субъектов хозяйствования Беларуси и России угроза со стороны мирового финансового кризиса побудила активизироваться высокопоставленных руководителей и в других сферах. Тема совместного противостояния брошенным извне экономическим вызовам четко просматривалась при рассмотрении совместной коллегией практически всех вопросов повестки дня: о сотрудничестве в области автомобиле- и сельхозмашиностроения, медицинской промышленности, технического регулирования, об укреплении военно-технического сотрудничества и кооперационных связей белорусских и российских предприятий. И не случайно встреча проходила в непосредственной близости от реального производства - на Минском моторном заводе.
- Мы должны сделать все необходимое, чтобы промышленные предприятия Беларуси и России продолжили осуществлять взаиморасчеты, взаимные поставки, продажу продукции, - заявил перед итоговым обсуждением важных для обеих сторон тем Анатолий Русецкий. - Сегодня мы должны сделать все, чтобы предприятия продолжали работать.
То, что это задача общая, машиностроители двух стран ощущают острее, чем кто бы то ни был. Ведь еще во времена СССР Беларусь являлась "сборочным цехом" всего Советского Союза. В рыночных условиях производственные связи с российскими предприятиями стали еще более динамичными. Примеров немало. Минский тракторный завод, на котором также побывали гости из российского Министерства промышленности и торговли, примерно наполовину зависит от российских комплектующих узлов, деталей, материалов. В свою очередь, он является крупнейшим поставщиком в Россию тракторов, организовал в Елабуге массовую сборку своих новейших энергонасыщенных машин, а по всей огромной стране открыл сеть дилерских центров и торговых домов. Это, помимо прочего, многие тысячи высокооплачиваемых рабочих мест.
Не менее масштабна деятельность двух десятков белорусских и российских предприятий, охваченных союзной программой развития дизельного автомобилестроения. Падение динамики этих отраслей сказалось бы на всей экономике Беларуси и России.
- Нельзя допустить торможения производственных процессов, - заявил по этому поводу Виктор Христенко. - Мы можем реализовать свои проекты вместе на три года раньше, но если будем действовать в одиночку, то сделаем это на пять лет позже. Мы сегодня не только видели действующую линейку тракторов, двигателей, поставляемых на рынок, но и говорили о том, что предполагается к производству и разрабатывается нового. Почему это сейчас особенно важно? Очень нужна совместная концентрация усилий на тех продуктах, которые завтра должны выйти на рынок. И еще одно: нынешние условия требуют резко активизировать наш диалог, ускорить принятие решений.
В этом смысле место встречи руководителей важнейших отраслей белоруской и российской экономики выглядит весьма символично. Ведь Минский моторный завод играет ключевую роль в деятельности не только соседнего тракторного завода. Его двигатели поставляются на 26 российских конвейеров, в том числе на такие предприятия федерального значения, как ГАЗ, ПАЗ, ЗИЛ. Это во многом от минских моторостроителей зависит, сумеет ли белорусско-российский автопром перейти с 2010 года на еще более строгий международный экологический стандарт Евро-4, как того требуют государственные решения. Сейчас, когда конкуренция со стороны западных и восточных концернов с каждым днем обостряется, повышение технического уровня продукции особенно актуально. Насколько же продвинулись минские моторостроители в разработке и производстве более совершенных "сердец" для автомобилей и автобусов?
- В соответствии с графиком мы довели свой нынешний двигатель до уровня Евро-4 и начали его опытные поставки на российские автозаводы, - отвечает на вопрос корреспондента "СОЮЗа" технический директор Минского моторного завода Игорь Анушкевич. - Причем обошлись без чрезмерного усложнения конструкции. Примерно полтора десятка новых моторов уже ушли на ПАЗ, ГАЗ, буквально на днях они поступят на ЗИЛ, а также Минский автозавод. Это значит, что отечественные автомобили, автобусы уровня Евро-4 уже в январе-феврале пойдут в опытную эксплуатацию. Несомненно, что к январю 2010 года все российские и белорусские автозаводы будут готовы к производству более конкурентоспособной техники. Об этом говорит и недавний опыт освоения продукции стандарта Евро-3. Параллельно мы активно дорабатываем до уровня Евро-5 принципиально новый двигатель модели Д-249. Есть все основания говорить, что и он будет поставлен на производство в соответствии со сроками, утвержденными на межгосударственном уровне.
Еще один совместный проект ММЗ реализует с Тутаевским моторным заводом. Из полученных оттуда узлов и деталей с применением собственных ноу-хау в Минске уже собрали два десятка тяжелых дизелей, предназначенных для БелАЗа. Прогноз на следующий год - 400 двигателей. Так на практике подтверждается парадоксальная на первый взгляд мысль, что из кризиса, охватившего международные рынки, можно выйти еще более мощной и динамично развивающейся компанией и занять достойную нишу на экспортных рынках. На достижение этой цели призван работать и совместный инжиниринговый центр, о создании которого договорились министры промышленности на встрече в Минске.