Данные мониторинга, которые проводили специалисты Краснодарстата свидетельствуют: в октябре бензин подешевел на рубль, в начале ноября - всего на несколько копеек, а к началу этого месяца падение и вовсе прекратилось.
В результате, заправиться сейчас дешевле в Майкопе и даже Ростове-на-Дону, чем в Краснодаре. В краевом центре самая ходовая марка А-76 идет за 18 рублей с копейками, а в двух соседних регионах почти на рубль меньше.
В октябре бензин на Кубани в среднем подешевел всего на девять процентов, хотя за это же время нефтяные котировки на мировых рынках обвалились на 50 - 60 процентов. По словам начальника отдела цен потребительского рынка, цен на газ и контроля цен государственного заказа краевого департамента цен и тарифов Владимира Абрамова, динамика цен на бензин зависит не только от стоимости нефтепродуктов на мировом рынке, но и от того, какие рамки устанавливают крупнейшие российские нефтезаводы.
Как считает гендиректор Экспертного института российского союза промышленников и предпринимателей Андрей Нещадин, крупные нефтяные компании давно поделили между собой регионы, заключив негласное соглашение держать на заправках одинаково высокие цены. В стране 28 нефтеперерабатывающих заводов, каждый из которых "закреплен" за нефтяной компанией. Хозяева НПЗ в первую очередь перерабатывают на них собственную нефть, а чужую стараются не пускать. Монополизм привел к тому, что с 1990 года у нас не появилось ни одного нового завода. Вот и получается отечественный бензин не только дорогим, но и некачественным. Эксперты в один голос твердят: чтобы получить рыночную цену, одних только административных мер недостаточно - нужна реальная конкуренция.