Новости

04.12.2008 05:25
Рубрика: Экономика

Сеул заговорит на русском языке

Столица Южной Кореи мечтает стать центром дизайна

"Сеул - душа Азии" - девиз столицы Южной Кореи. Куда бы ни направились вы в этом городе, практически везде вас преследует эти слова. Подобно рекламному слогану они призывают сделать город лучше, душевнее. Впрочем, чтобы воплотить его в жизнь сеульские власти в последние годы приложили немало усилий. О достижениях в области городского хозяйства и проблемах, с которыми они сталкиваются, поподробнее узнал корреспондент "РГ".

Традиции и современность

Особенностью современного Сеула является то, что в нем практически отсутствуют напоминания о прошлом. Отсутствие памятников старины толкает местные власти к поиску оригинальных архитектурных решений, которые бы создали уникальное лицо города. По их мнению, оно должно привлекать не только зарубежных гостей, но и радовать самих сеульцев. С этой целью в Сеуле реализуется несколько проектов. Один из них предусматривает строительство трех искусственных островов. Они будут располагаться на реке Ханган и каждый из них будет иметь свой собственный облик. Как объяснили "РГ" в мэрии Сеула, острова являются частью проекта возрождения реки Ханган, которая может вскоре стать символом города. Сейчас город не имеет широко известного в мире символа как, например, Кремль в Москве или Эльфевая башня в Париже, что очень беспокоит не только сеульские власти, но и самих жителей города.

Однако этот проект скрывает гораздо более грандиозные планы местных властей - превратить Сеул в столицу мирового дизайна. Ежегодно здесь проходят конференции, выставки, конкурсы, посвященные передовым направлениям дизайнерского искусства. "Дизайн станет новым брендом не только Сеула, но и всей страны. Так чтобы при слове "дизайн" житель любой страны вспоминал Корею", - сформулировал основную задачу городских властей мэр Сеула О Се Хун на встрече с российскими журналистами.

Особый интерес вызывает в Сеуле промышленный дизайн. Превратить индустриальные районы города в радующий глаз пейзаж - эта задача стоит сейчас перед местными властями. В настоящее время уже освоен первый участок в районе Саннам. Раньше он был отведен под захоронение не поддающихся переработке отходов. Теперь же здесь возвышаются современные небоскребы и жилые комплексы. И ничто уже не напоминает о прошлом.

А в расположенном в этом районе выставочном комплексе каждый желающий может познакомиться с технологиями будущего и узнать как будет выглядеть быт простого сеульца лет так через пятьдесят. Если судить по представленным здесь экспонатам, то практически все начиная с обоев в квартире и заканчивая автобусной остановкой будет создано на основе цифровых технологий и предоставлять горожанам необходимую информацию. 

Но вместе с тем  нельзя сказать, что весь Сеул застроен современными небоскребами. Передовые технологии  здесь  гармонично сочетаются с вековыми традициями, созданными предыдущими поколениями. "В современной квартире вы можете запросто встретить красивые резные двери или оконные ставни, выполненные в национальном стиле. И это мало кого здесь удивит", - рассказала "РГ" менеджер одной из столичных столярных мастерских Сим Ён Хи. Пользуются популярностью и небольшие дома, построенные в стиле "ханок". Но это удовольствие уже только для очень состоятельных горожан, поскольку земля в Сеуле очень дорогая и приобрести себе небольшой участок может позволить себе далеко не каждый.

Народный велосипед

Но в то время как в мэрии рождаются грандиозные планы по "раскручиванию" Сеула за рубежом, город продолжает жить обычными проблемами. И наверное самая главная из них  для любого крупного города  - это транспорт. Несмотря на огромную работу, проделанную городскими властями, движение на дорогах по-прежнему остается напряженным, а многие жители Сеула коротают часы в автомобильных пробках. Машин стало так много, что мэр Сеула О Се Хун  вышел с неожиданной инициативой: горожанам пора садиться на велосипеды. Правда, касается это только пока жилых микрорайонов. Там уже строятся специальные велосипедные дорожки и даже станции техобслуживания для велосипедов.

Но на самом деле спасает положение пока только метро. Им то уж сеульские власти по праву могут гордиться. В последние годы в него были вложены  большие деньги. При чем не только государственные. Веди в Корее в развитии метрополитена участвуют и частные кампании. Так, по словам начальника Сеульского метро Ким Сан Дона, в настоящее время строительство новой линии полностью финансируется коммерческой организацией. 

Большое внимание уделяется и вопросам безопасности пассажиров. Возросшее в последнее время количество самоубийств и несчастных случаев в метро заставило городские власти принять соответствующие меры. И если у нас они только обсуждаются, то в Сеуле оборудование платформ стеклянными ограждениями идет полным ходом. Они полностью отделяют пассажиров, ожидающих поезд, от путей и открываются только после его прибытия. По мнению городских чиновников, это не только дает возможность предотвратить нежелательные инциденты, но и улучшить экологическую обстановку в самом метро. Ведь вместе с приближающимся поездом на пассажиров несется большой поток туннельной пыли.

Небезынтересной может показаться и система оплаты проезда в городском транспорте. Как и в Москве здесь действует система "одного билета". Каждый гражданин может расплачиваться кредитной или специальной магнитной карточкой за проезд и в метро, и в автобусе. Но и не только ими. Дизайнерская лихорадка охватила и местное транспортное управление. Теперь более искушенным пассажирам могут предложить магнитные билеты в виде часов, плееров и различных брелоков.

Не обошла стороной сеульских жителей и проблема парковок. Сейчас количество автомашин, зарегистрированных в Сеуле, приблизилось к трем миллионам. А если брать вместе с ближайшими пригородами, то можно говорить и о семи миллионах. Но даже несмотря на то, что место для своей машины в центре Сеула можно найти с трудом, городские власти проводят политику на уменьшение общественных стоянок в сердце Сеула. Это связано в первую очередь с дороговизной земли. Взамен их активно строятся подземные парковки под школами и другими зданиями общественного значения. 

По словам заместителя мэра Ким Сан Хома, отвечающего за городскую транспортную систему, строительство подземных парковок рекомендуется мэрией Сеула также владельцам жилых зданий при их проектировании. Хотя и не является обязательным условием их возведения. Но если принимать во внимание количество машин на дорогах Сеула, то эти рекомендации, по-видимому, носят добровольно-принудительный характер. Об этом свидетельствует и то, что практически каждый новый дом, как правило имеет по одному, а то и два подземных парковочных места на квартиру. 

Можно было бы предположить, что дефицит стоянок спровоцировал бы нарушения со стороны автовладельцев. Но не тут то было. Для тех, кто припарковал свою машину в неположенном месте, у властей нашелся достойный ответ. Десятки камер, наблюдающих за движением на дорогах, не только помогают разгружать пробки, но и фиксировать нарушения. Как рассказали корреспонденту "РГ" в центре управления дорожным движением Сеула, после введения этой системы в 2004 году число нарушителей резко сократилось. А значит движение на дорогах стало более свободным.

Технологии для экологии

Не меньшее внимание городские власти уделяют и вопросам охраны окружающей среды. Ведь город мирового дизайна - это не только современные здания и цифровые технологии. Прежде всего это экологически чистый воздух, зеленые парки и комфортная окружающая среда. Однако начать городские власти решили с улучшения качества воды. Ведь, во многом именно от него зависит здоровье жителей мегаполиса. За последние годы водопроводная система Сеула была почти полностью обновлена. Более того, мэрия города начала активную рекламную кампанию по использованию водопроводной воды как питьевой. Благо, качество ее это позволяет делать.

 В этих целях был даже придуман новый бренд бутылированный воды: простую воду с одной из современных очистительных станций Сеула разливают в бутылки. При этом никакой специальной обработке, кроме озонирования, она не подвергается. А по своим вкусовым качествам ничем не отличается от магазинной воды, в чем удалось убедиться и корреспонденту "РГ". В ближайшем будущем местные власти подумывают и об ее импорте в соседние страны.

Довольно интересным может показаться опыт местных властей по сокращению выбросов выхлопных газов. Предприимчивые чиновники решили убить двух зайцев одним выстрелом и предложили местным автовладельцам в добровольном порядке выбрать дни, в которые они не будут пользоваться своим автотранспортом. Взамен этого участники этой программы получают специальную наклейку с микрочипом, которая прикрепляется на лобовое стекло. "Она призвана не только отслеживать соблюдение жителем столицы договоренностей с мэрией, но и дает право на 5 процентную скидку с транспортного налога", - пояснил директор департамента защиты окружающей среды мэрии Сеула Ким Ки Чхун. 

Но самое главное не это, поскольку скидка эта весьма символическая. Этот знак дает право бесплатной парковки на общественных стоянках в любом районе города. Получают такую же привилегию и те, кто решил приобрести машину, работающую на природном газе. Или если объем двигателя автомобиля не превышает 1,6 литра. Более того желающим переоборудовать свою машину под "голубое топливо" мэрия выплатит от половины до двух третьих от стоимости работ.

Мечта иностранца

Особо следует отметить заботу городских властей об иностранцах. "Столица мирового дизайна должна жить не только своей внутренней жизнью, но и быть открыта для гостей из-за границы", - считают местные чиновники. Чем больше творческих людей будет приезжать в Сеул и привозить с собой новые идеи, тем динамичнее будет развиваться сам город. 

Практически все указатели и дорожные знаки в Сеуле продублированы на английском языке. На нем же вы можете услышать объявления и в сеульском метрополитене, что серьезно упрощает передвижение по городу не знакомым с корейской письменностью людей. Но городские власти на этом не остановились и пошли дальше. В январе нынешнего года начал работу специальный центр для предоставления разносторонней квалифицированной помощи иностранным гражданам. И если у нас прибывшему иностранцу придется изрядно побегать по разным инстанциям, то в Сеуле фактически действует служба одного окна. 

Придя туда, вы получите консультацию по вопросам, касающимся жизни в Корее, будь то проблемы продления визы, выдачи водительских прав и прочих "бумажек", без которых современная жизнь не возможна. Кроме того, вы сможете решить проблему оформления кредитной карточки или подключения мобильного телефона, послушать лекции о корейской культуре или же позаниматься корейским языком. Тем, кто намерен заниматься в Сеуле бизнесом, центр поможет в оформлении документов, а при необходимости даже подыщет помещение под офис. Наконец, иностранные рабочие могут получить полноценные разъяснения по вопросам трудового законодательства, налогов, медицинской страховки, пенсионной системы и многом другом. И самое главное: все услуги предоставляются совершенно бесплатно.

Идея создания центра была предложена бывшим мэром Сеула, а ныне президентом страны, Ли Мен Баком. Но реально он стал работать только при нынешнем градоначальнике. Сейчас в городе действует уже пять филиалов центра, где ежедневно получают необходимую помощь по 100-200 человек. "Пока что наш центр не может предложить помощь на русском языке. Но уже в начале будущего года у нас появится штатный сотрудник, свободно говорящий на нем", - заверил корреспондента "РГ" начальник бизнес-отдела центра Ким Сон Ду. А пока что раз в неделю приходят волонтеры, которые оказывают помощь иностранным гражданам. При этом, по словам Кима, к числу первых относятся не только студенты, желающие попрактиковаться в устной речи, но и их преподаватели и даже бывшие дипломаты.

Местные власти предпринимают все возможное для привлечения иностранных гостей. И хотя туристической Меккой Сеул можно назвать едва ли, для любителей азиатской экзотики и сервиса европейского уровня этот город подойдет идеально. Ежегодно в Сеуле проходит фестиваль "Хай, Сеул". До сих пор он проходил один раз в год. Но в этом году городские власти приняли решение проводить его весной, летом, осенью и зимой. Это, по мнению городских чиновников, увеличит количество иностранных туристов, которых и так ежегодно приезжает более шести миллионов человек.

"Россиян к сожалению становится с каждым годом все меньше и меньше. В прошлом году наш город посетило только 140 тысяч русских, - посетовал заместитель директора маркетингового департамента мэрии Сеула Ха Ен Тхэ. Главная причина уменьшающейся популярности южнокорейских курортов - это их дороговизна по сравнению с соседями из Юго-восточной Азии. Да и что тут говорить, если сами корейцы предпочитают отдыхать не на собственных курортах, а, например, в Таиланде.

Экономика Туризм В мире Восточная Азия Южная Корея РГ-Фото