Еще день назад было так: от Таганской площади вел указатель - улица Большая Коммунистическая, семь купеческих особнячков в ряд, и вдруг адрес меняется: Большая Алексеевская, 15.
Величественный храм святителя Мартина Исповедника ни в какую не захотел мириться с коммунистической пропиской и демонстративно присвоил себе старорежимное наименование. Автобусная остановка возле него называется "Улица Станиславского", далее опять идет Б. Коммунистическая - в общем, у не сведущего в топонимике человека крыша может поехать. Отчего возникла такая путаница?
Как объяснил известный моск вовед Сигурд Оттович Шмидт, до 1919 года улица называлась Большая Алексеевская - в честь церкви митрополита Алексия, рядом была Малая Алексеевская. В XIX веке здесь обосновались промышленники Алексеевы. Все слышали про систему Станиславского... Так вот настоящая фамилия Константина Сергеевича - Алексеев, он родился в доме N 29. Поэтому в 2005 году Малую Коммунистическую переименовали в улицу Станиславского, и появилась одноименная остановка у храма.
А вот до Большой Коммунистической дело дошло только летом. Ну никак не вязалось с этой улицей ее название... Во-первых, она никакая не большая - меньше сотни домов, и почти каждый - памятник истории и культуры. В этом кусочке старинной Москвы до сих пор что ни здание, то чья-то усадьба XVIII-XIX веков. Тут жили купцы Морозовы, Полежаевы, Зубовы... А вот поди ж ты, по иронии судьбы именно этой дореволюционной улочке досталось такое громкое название.
Когда умер Солженицын, президент РФ Дмитрий Медведев подписал указ об увековечении памяти писателя и рекомендовал правительству Москвы присвоить его имя одной из улиц. Выбор столичных властей пал на Б. Коммунистическую. Поблизости - на Таганке - расположен Центр русского зарубежья, который тоже назван именем Солженицына. Коммунисты для порядка пошумели. Но столичная власть взяла на себя все расходы по переоформлению документов, и недовольство жителей утихло. Управа повесила новые таблички: "Улица Солженицына". 11 декабря ему бы исполнилось 90 лет...