Разразившийся финансово-экономический кризис не обошел стороной и железные дороги. В связи с сокращением промышленного производства ОАО "Российские железные дороги" с середины октября фиксирует ежемесячное падение погрузки (в ноябре - порядка 20 процентов). Снижение грузоперевозок неизбежно ведет к сокращению доходов крупнейшего перевозчика и, как следствие - к пересмотру его инвестиционных планов. Утвержденная правительством РФ инвестиционная программа ОАО "РЖД" на 2009 г. сократилась на 60 млрд рублей - до 434 млрд рублей. Однако даже на этот объем не хватает порядка 150 млрд рублей.
Найти недостающие средства власти поручили причастным ведомствам, в первую очередь Минтрансу России. Министерство своеобразно подошло к поставленной задаче: пакет "антикризисных" мер был озвучен в информационном сообщении минтранса на сайте ведомства по итогам заседания Межведомственной комиссии по вопросам реализации структурной реформы на железнодорожном транспорте. И хотя на самом заседании данные предложения не рассматривались, их реализация может существенно сказаться на выполнении инвестиционной программы и ходе структурной реформы железнодорожной отрасли.
По мнению чиновников минтранса, положительное влияние на рынок грузовых перевозок окажут следующие меры: увеличение так называемой вагонной составляющей железнодорожного тарифа для ряда грузов, передача частным перевозчикам всего инвентарного парка РЖД и вывод из эксплуатации всех вагонов с просроченным сроком службы.
Увеличение вагонной составляющей, по задумке минтранса, должно поддержать перевозку массовых грузов, то есть тех грузов, которые относятся к тарифам первого класса, самых низкодоходных для перевозчика, в первую очередь угля и строительных грузов. С такой инициативой ранее выступили представители угольной промышленности, озвучив свою идею на парламентских слушаниях, организованных Комитетом по энергетике Госдумы. Речь идет о переориентации вагонов частных железнодорожных перевозчиков на низкодоходные грузы: угольщики тогда получат возможность вывезти весь объем произведенных энергоносителей, а собственники подвижного состава смогут получить прибыль от этих перевозок.
Но, по мнению вице-президента РЖД Вячеслава Лемешко, эта мера лоббирует интересы частных перевозчиков в ущерб железнодорожной инфраструктуре. Ведь увеличение вагонной составляющей в структуре тарифа повлечет за собой снижение инфраструктурной составляющей, то есть продолжится политика извлечения прибылей частным бизнесом за счет ресурсов РЖД.
"В условиях крайне напряженного финансового плана РЖД это приведет к ее убыточности при росте прибылей частных операторов. Такие методы перераспределения долей рынка, основанные на сохранении неравных условий конкуренции и жестком регулировании государственной компании, неприемлемы", - отметил президент компании Владимир Якунин, выступая в ноябре на заседании правительства РФ по вопросу реализации структурной реформы на железнодорожном транспорте.
По подсчетам специалистов, в результате принятия этой меры потери железнодорожной инфраструктуры могут составить более 40 млрд рублей. А это неизбежно приведет к увеличению дефицита инвестиционной программы и дальнейшему сокращению капитальных вложений в основные средства.
Следующим антикризисным предложением минтранса стал вывод из состава ОАО "РЖД" всего инвентарного парка вагонов и перевод его в разряд приватного парка с формулировкой "для формирования равных условий на рынке предоставления вагонов под перевозку грузов". Предлагается реализовать эту идею, разделив инвентарный парк РЖД на лоты от 30 тыс. вагонов и предложив их компаниям-операторам в аренду с правом выкупа. А если не будут брать - создать вторую грузовую компанию наряду с уже созданной дочкой РЖД - ОАО "Первая грузовая компания", - и передать ей весь оставшийся парк вагонов.
Представители РЖД отмечают, что это предложение мин транса как минимум требует дополнительной проработки. Ведь подобное решение не предусмотрено ни программой структурной реформы железнодорожного транспорта, ни целевой моделью рынка грузовых перевозок, да и вообще ни одним из нормативных документов Российской Федерации. Кроме того, в результате сокращения грузовой базы частные операторы сами оказались в затруднительном финансовом положении и нуждаются в господдержке для привлечения кредитов. Получается, что приобретение ими вагонов государственной ОАО "РЖД" будет происходить за государственный же счет!
Нельзя не упомянуть и о том, что передача частникам всего инвентарного парка монополии (443 тыс. вагонов или 44 процента от совокупного вагонного парка России) создаст дополнительные риски для обеспечения бесперебойных перевозок социально значимых грузов, необходимых для поддержания экономической и социальной стабильности, обороноспособности и безопасности России.
Не менее спорно и предложение минтранса по выведению из инвентарного парка вагонов с просроченным сроком службы "с целью недопущения избытка парка вагонов на рынке, стимулирования приобретения новых вагонов у российских вагоностроителей, сокращения расходов ОАО "РЖД" на проведение капитально-восстановительного ремонта вагонов с продлением срока службы".
В 2008 году истекает срок службы 138 тыс. вагонов, принадлежащих холдингу, таким образом их списание приведет к уменьшению парка подвижного состава компании на треть. Ранее Владимир Якунин призывал крайне осторожно подходить к решениям по ускоренному списанию вагонов. Ситуация с перевозками угля в сентябре-октябре этого года показала, что при нерациональной организации завоза продукции в месяцы пиковых перевозок дефицит вагонов может стать серьезной проблемой для ключевых отраслей экономики. И наличие у компаний-операторов более 380 тыс. грузовых вагонов не является панацеей для решения государственных задач.
Ежемесячный объем заявок на перевозку, поступающих в РЖД, составляет 250-300 тыс. вагонов, и такое ощутимое снижение перевозочных мощностей всего рынка приведет к созданию искусственного дефицита погрузочных ресурсов уже в краткосрочной перспективе. Еще сильнее дефицит почувствуется во второй половине 2009 года, когда, согласно прогнозам, экономика будет восстанавливаться и нехватка подвижного состава спровоцирует увеличение тарифной нагрузки на экономику страны.
Говоря о возможной реализации "антикризисного" пакета минтранса, имеет смысл вспомнить основные цели осуществляемой реформы железнодорожного транспорта. В первую очередь это сохранение устойчивости работы железных дорог, безопасности перевозок, снижение тарифной нагрузки на экономику страны. Получается, что в настоящий момент инициативы министерства ведут к увеличению дефицита инвестиционных ресурсов железнодорожников, а значит, ставят под вопрос успешное завершение реформы.
Свои предложения и замечания к предложениям минтранса ОАО "РЖД" направило в правительство РФ. Теперь последнее слово за ним.