Глава Высшего арбитражного суда РФ Антон Иванов провел интернет-конференцию, на которой призвал срочно вводить систему банкротства граждан и пообещал начать прямые трансляции с процессов.
- Мы не должны оставлять гражданина один на один со своим кредитором, который будет сам ли, с помощью судебных приставов или коллекторских агентств взыскивать с него все, что можно, - заявил Антон Иванов. - Надо срочно вводить систему банкротства граждан исходя из условий финансового кризиса. Она дает гражданину гораздо большие гарантии, чем обычная система исполнительного производства. В нынешних условиях надо принимать закон о банкротстве физических лиц, и как можно быстрее.
По его словам, в исполнительном производстве у гражданина просто все возьмут, опишут, продадут, и ничего он уже сделать не сможет. А в случае банкротства - не все так печально. Оно предполагает особый порядок, когда последнее у человека не заберут. Предполагается, что гражданин может объявить себя банкротом при долге начиная от пятидесяти тысяч рублей. Впрочем, это не последнее слово - сумма еще может быть изменена. Кроме того, банкротство не должно превратиться в льготу, позволяющую брать кредит и не отдавать. Глава Высшего арбитражного суда привел в пример американскую систему. Она была очень либеральна к неплательщикам-банкротам, а в итоге весь мир докатился до финансового кризиса.
Как рассказывают разработчики закона, у нас вопрос о признании гражданина банкротом станет решаться индивидуально для каждого человека, будет зависеть от личных характеристик должника. Если у человека действительно дела плохи, он может обратиться к своему кредитору с предложением реструктуризации долга. Или вообще договориться об отсрочке на срок до 5 лет. А за это время жизнь должна наладиться. Если же реструктуризация сорвется, то суд признает гражданина банкротом и назначит конкурсного управляющего, который будет собирать имущество гражданина в конкурсную массу, организовывать его продажу и расчеты с кредиторами.
Кроме того, должник должен приготовиться к тому, что его покажут по телевизору. Правда, не на центральном канале и не в прайм-тайм. Но вполне возможно, что арбитражные суды будут транслировать свои процессы либо в Интернете, либо на специальных мониторах.
- У нас уже около половины судов оборудованы видеоконференцсвязью, - сообщил Антон Иванов. - Важным моментом является обеспечение специальной трансляции с выводом на внешние мониторы и в Интернет, чтобы обеспечить доступность соответствующего заседания.
Например, некоторое время назад в Страсбургский суд пожаловался один из вкладчиков некоего обанкротившегося банка. В нем потеряли деньги примерно десять тысяч человек. Понятно, что все они физически бы не вошли в зал заседания, где слушалось дело о банкротстве банка. Кому-то пришлось остаться за дверью. Тем не менее Страсбургский суд встал на сторону вкладчика, оставшегося "за бортом". Поэтому не пускать людей, если не хватает места, больше не выход.
- Что касается трансляции хода судебного заседания в Интернете, мы подумываем, чтобы ввести это в ближайшее время в Высшем арбитражном суде для трансляции заседаний президиума, - сказал Антон Иванов.