На прошлой неделе Всероссийский центр изучения общественного мнения представил результаты опроса, в ходе которого выяснялось отношение россиян к структурной реформе железнодорожного транспорта.
По мнению 71 процента респондентов, цены на проезд увеличатся, когда в ходе реализации железнодорожной реформы на рынке появятся частные перевозчики, и только 3 процента не согласны с этим утверждением. Более половины (54 процента) участников опроса считают, что участие государства в регулировании сектора железнодорожных перевозок должно возрастать, 4 процента высказались против.
Такой результат, по мнению экспертов, можно было спрогнозировать. И в первую очередь потому, что пассажирские перевозки являются убыточными и нуждаются в значительном субсидировании со стороны государства. Так, объем субсидий в 2008 году, выделяемый ОАО "РЖД" государством на покрытие убытков в дальнем следовании, составляет 19 миллиардов, в пригородном сообщении - 1,5 миллиарда рублей.
"Государство должно выступать гарантом нормального функционирования пассажирского сообщения, иначе мы просто лишимся доступного большинству населения России вида транспорта, - говорит генеральный директор Института проблем естественных монополий Юрий Саакян. - Опыт реформирования железных дорог, в том числе зарубежный, свидетельствует о невозможности создания рентабельной финансовой модели пассажирского комплекса".
Интересно, что только 18 процентов участников опроса позитивно оценивают результаты реформы железнодорожной отрасли. В то же время основным механизмом реформирования является создание конкуренции, причем на практике далеко не всегда речь идет о ее обострении по сравнению с другими видами транспорта. Так, может быть, имеет смысл задуматься, правильно ли мы поступаем, создавая конкуренцию ради конкуренции?