Военно-морские и военно-воздушные силы Евросоюза приступили к патрулированию океанских вод вблизи берегов Сомали в рамках операции "Аталанта". Для сдерживания морских пиратов задействованы шесть боевых кораблей и три самолета-разведчика из восьми стран европейского блока.
Это первая морская операция ЕС, и продлится она, предположительно, год. Командовать миссией будет британский контрадмирал Филипп Джонс. Как сообщается, операция началась в рамках выполнения резолюции Совета Безопасности ООН. При этом планируется заменить силами ЕС уже находящиеся в регионе силы НАТО. Но тесное взаимодействие между объединенной Европой и военным альянсом прервано не будет. Об этом уже можно судить по интенсивным консультациям Верховного представителя ЕС по вопросам внешних связей и политики безопасности Хавьера Соланы и генерального секретаря НАТО Яапа де Хооп Схеффера. В связи с новой миссией ЕС Солана заявил: "Это будет очень серьезная операция. Ее цели - это устрашение пиратов, предотвращение захвата кораблей, а также защита судов, прежде всего тех, которые занимаются доставкой продовольственной помощи в рамках Всемирной продовольственной программы ООН".
Некоторые эксперты относятся к антипиратскому походу боевых кораблей ЕС скептически. Мол, не такой эффективной, как ожидалось, оказалась натовская операция против морских бандитов. Началась она 24 октября. За прошедшее с того момента время пираты атаковали 32 судна, из которых им удалось захватить 12. Некоторые владельцы судоходных компаний требуют, чтобы операция "Аталанта" была не просто патрулированием. Судовладельцы хотят, чтобы военные осуществили блокаду сомалийских портов с целью не дать пиратам возможности выходить в открытое море. На это генсек НАТО Схеффер отреагировал довольно лаконично: подобные требования невыполнимы. Резолюция Совбеза ООН таких мер не предусматривает.
До сих пор неясно, что делать с пиратами, взятыми в плен. Министр иностранных дел Германии Франк-Вальтер Штайнмайер, правда, заявил, что ЕС занимается пересмотром существующих соглашений таким образом, чтобы лиц, подозреваемых в пиратстве, можно было отдавать под суд в третьих странах.