09.12.2008 04:48
    Поделиться

    Магомед Сулейманов: Сегодня важнее не сами решения местного парламента, а контроль за их выполнением

    Что предпринимают региональные парламенты в условиях усиления роли законодательной власти? Насколько качественные законопроекты принимаются в субъектах федерации, в частности в Дагестане? На "Деловом завтраке" на эти и другие вопросы корреспонденту "РГ" ответил председатель Народного собрания Дагестана Магомед Сулейманов.

    Российская газета: Депутатский корпус Народного собрания Дагестана четвертого созыва уменьшился с 121 до 72 депутатов. Как это отразилось на качестве принимаемых законопроектов?

    Магомед Сулейманов: Действительно, в соответствии с изменениями, внесенными в Конституцию Республики Дагестан, в Народное собрание четвертого созыва было избрано 72 депутата. При этом 37 из них уже имеют опыт парламентской работы, а 35 депутатов работают на профессиональной постоянной основе.

    Все законопроекты проходят серьезную проработку в комитетах Народного собрания, по наиболее значимым проводятся парламентские слушания и круглые столы с приглашением заинтересованных организаций и СМИ. Мы стараемся быть максимально открытыми - все законопроекты, принятые в первом чтении, публикуются в средствах массовой информации, и любой житель республики может высказать по ним свое мнение.

    РГ: Какие законодательные инициативы Народного собрания Дагестана были направлены в Государственную Думу?

    Сулейманов: Народным собранием было направлено в Государственную Думу несколько инициатив, актуальных не только для Дагестана, но и других регионов. Учитывая, что многие дотационные региональные бюджеты, особенно в субъектах ЮФО, не имеют возможности для финансирования социально значимых программ, законопроектом, разработанным Народным собранием, предусматривается передать полномочия по выплате ежемесячного пособия на ребенка на федеральный уровень и установить его в размере 500 рублей с дальнейшей индексацией.

    Кроме этого, подготовлен проект федерального закона, направленный на усиление государственного строительного надзора и обеспечение безопасности граждан.

    Народное собрание Дагестана является членом Южно-Российской парламентской ассоциации, которая осуществляет координацию законотворческой деятельности субъектов ЮФО, так что наши депутаты принимают активное участие в подготовке и проведении экспертизы законодательных инициатив регионов Юга России. На недавней конференции парламентской Ассоциации депутаты Народного собрания внесли две законодательные инициативы, одна из которых предполагает установление Дня освобождения Кавказа от немецко-фашистских захватчиков как Дня воинской славы.

    РГ: Какова судьба законодательных инициатив региона?

    Сулейманов: К сожалению, приходится констатировать, что при отсутствии федерального законодательного акта, регламентирующего порядок рассмотрения законодательных инициатив регионов, многие из них Госдумой рассматриваются формально или их рассмотрение затягивается. В целом принимается не более трех процентов законодательных инициатив с мест. Тем самым снижается активность регионов по реализации права на законодательную инициативу.

    РГ: Сейчас республика принимает основной финансовый документ - трехлетний бюджет. Будут ли вноситься в него коррективы в связи с финансовым кризисом?

    Сулейманов: Объем доходов республиканского бюджета в 2009 году с учетом поступлений из федерального бюджета прогнозировался в размере 56,5 миллиарда рублей, расходов - 56,6 миллиарда, то есть дефицит составил бы 100 миллионов рублей. Бюджеты на 2010 и 2011 годы были сбалансированы. Проект республиканского бюджета на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов разрабатывался в июле-августе текущего года, когда мировой финансовый кризис только начинался, и мы еще не в полной мере понимали масштабы его последствий. В ходе рассмотрения бюджета в первом чтении депутаты отметили, что теперь необходимо внести коррективы, учитывающие последствия мирового финансового кризиса. Сейчас правительство и депутатский корпус работают над этим. При корректировке бюджета мы учитываем, что на нас лежат определенные обязательства в социальной и экономической сферах. Прилагаются все возможные усилия по снижению дотационности республиканского бюджета. Это, я думаю, поможет нам, несмотря на негативное влияние кризисных явлений, исполнить все бюджетные обязательства республики.

    РГ: В некоторых субъектах ЮФО, в частности, в Ростовской области, Заксобрание рассматривает проект закона о доступе граждан к информации о деятельности органов госвласти. Госдума в скором времени должна принять соответствующие поправки к закону о СМИ. Насколько, на ваш взгляд, власть должна быть публичной?

    Сулейманов: Принципы гласности и прозрачности в работе государственных и муниципальных органов власти должны быть приоритетными.

    Что касается нашего парламента, то в целях предоставления объективной информации о его работе функционирует официальный сайт Народного собрания. Кроме этого, выходит ежемесячное приложение к республиканской газете, ведутся телерепортажи с сессий Народного собрания, заседаний президиума и комитетов парламента.

    РГ: Что, по вашему мнению, удалось сделать парламенту Дагестана за истекший период и какие задачи вы ставите перед депутатами в следующем году?

    Cулейманов: Перечислить и прокомментировать все принятые парламентом законы, а их 125, в одном интервью, конечно, невозможно. Среди наиболее важных я бы назвал законодательно уточненные полномочия органов государственной власти в градостроительной сфере, определение ответственности за правонарушения в жилищно-коммунальной области.

    Важное значение имеют законы о государственной поддержке инвестиционной деятельности на территории Дагестана и о развитии малого и среднего предпринимательства в республике.

    По моему убеждению, качество жизни населения напрямую зависит не только и не столько от того, какие законы будут приниматься парламентом, а в большей степени от контроля над их исполнением во всех сферах жизни. И в этом я вижу свою главную задачу.

    Наличие у парламента, как органа народного представительства, достаточно широких контрольных полномочий - один из важнейших приоритетов в его деятельности. К сожалению, о постоянном и надлежащем парламентском контроле за реализацией законов говорить пока не приходится, хотя положительная тенденция здесь наметилась.

    Поделиться