09.12.2008 02:57
Поделиться

Высокие должностные лица Белгородчины удостоились фальшивых наград

В Белгороде продолжает набирать обороты разбирательство, связанное с вручением высоким должностным лицам орденов, похожих на государственные. Об этом "РГ" сообщала в № 250.

Выяснилось, что помимо Академии проблем безопасности, обороны и правопорядка в регионе "отметился" не менее одиозный Национальный комитет общественных наград, ликвидацией которого занялась Генпрокуратура России.

Два года назад в день своего 80-летия ветеран Великой Отечественной войны Иван Анпилов получил высокую награду - орден Великой Победы. Радость пожилого человека была безмерной: государство по заслугам оценило его подвиг. Иван Дмитриевич не знал, что награда, которую вручил представитель Национального комитета общественных наград (НКОН), не имеет никакого отношения к настоящему ордену Победы. По сути, фронтовик оказался исключением из правил: в большинстве случаев "наградной отдел" одаривал людей, занимающих высокое положение в политике или добившихся успехов в бизнесе. Что интересно, большинство "лауреатов" искренне верили в то, что их выбрали для награждения исходя из каких-то значимых критериев.

Учрежденный НКОН орден Святого князя Александра Невского из рук Архиепископа Белгородского и Старооскольского Иоанна в 2007 году получил настоятель Преображенского кафедрального собора отец Олег. Владыка также вручал награды, учрежденные НКОН, управляющему директору Оскольского электрометаллургического комбината Андрею Угарову и главе Губкинского района Анатолию Кретову, которые принимали активное участие в строительстве и восстановлении православных храмов на Белгородчине.

Не остался без награды и староокольский спортсмен Федор Емельяненко: после того как он одержал победу на чемпионате мира по самбо в Чехии, делегация НКОН немедленно вылетела из Москвы в Прагу, где вручила ему орден Петра Великого I степени.

Несколько раз в Белгородскую область для вручения наград НКОН приезжала Ольга Ратушная. Из ее рук псевдоордена, названные в честь Петра I и Екатерины II, получали начальник областного управления по делам молодежи Павел Беспаленко и председатель Белгородской федерации детских, подростковых и юношеских организаций Татьяна Морозова. Сама Ратушная в общении с журналистом информационного агентства представилась как "полномочный представитель президента по Центральному округу по общественным вопросам". При этом, правда, не удосужилась уточнить, что речь шла не о президенте России, а лишь о президенте НКОН.

Большинство "лауреатов" искренне верили, что их наградили за заслуги

В феврале нынешнего года генеральный директор холдинга "Энергомаш-Строй" Иван Конев принял орден святого Александра Невского из рук руководителя регионального отделения Академии проблем безопасности, обороны и правопорядка Ивана Морозова и начальника Управления обеспечения общественного порядка УВД по Белгородской области Виктора Деревлева.

По мнению источника "РГ" в администрации Белгородской области, большинство награжденных лиц попросту не понимали, что их используют в качестве "свадебных генералов" для формирования высокого статуса тех, кто вручал красивые "бирюльки". Чиновники не исключают, что в некоторых случаях "академики" занимались созданием "условий для коррупционных проявлений" (фраза из определения Генпрокуратуры), но никаких доказательств этой версии у них нет.

В то же время, отметил собеседник "РГ", развенчать "академиков" и подать областным властям сигнал о неоднозначности их деятельности могли бы представители научного сообщества региона, которые "по долгу службы" умеют отличать настоящие академии от "общественных". Но они почему-то предпочли обвешивать себя красивыми орденами. Так, орден Ломоносова от Национального комитета общественных наград принял ректор Белгородского государственного технологического университета Анатолий Гридчин, а также проректоры по науке, образованию и социальному развитию того же вуза. Ожидать, что они выставят свои награды на всеобщее обозрение, теперь не приходится: в столице правоохранительные органы изымали такие же ордена ящиками, а значит, их "статусность" порядком девальвировалась.