Новости

09.12.2008 04:11
Рубрика: Экономика

Сделай сам

Регионы рассчитывают на средства бюджетов и инвесторов, заинтересованных в авиаперевозках

Правительство Москвы объявило о заморозке проекта развития региональных аэропортов. Это решение коснется ряда областных центров Центрального федерального округа.

Источник иссяк

Обнародованный в августе 2007-го проект предусматривал вложения (около 55 миллиардов рублей) в реконструкцию 16 аэропортов центральной части страны. Взамен инвестор должен был получить контрольные пакеты управляющих компаний, а столичная авиакомпания "Атлант-союз" - функции организатора воздушных перевозок. Вскоре из списка были вычеркнуты Белгород, Воронеж и Орел. В проекте бюджета Москвы на 2009 год оставались вложения в уставные капиталы аэропортов Тамбова (1,5 миллиарда), Липецка (0,6) и Курска (0,37). Однако в окончательный вариант документа они не попали.

Начальник отдела инфраструктурных проектов департамента транспорта и связи правительства Москвы Олег Никольский объяснил это тем, что городу совместно с госкорпорацией "Ростехнологии" необходимо сосредоточить средства для создания национального авиаперевозчика. Хотя окончательного решения по всем объектам еще не принято. В частности, должна продолжиться реконструкция в Иванове, в которую уже вложено около 2 миллиардов.
Первый этап грандиозной программы модернизации и развития планировали завершить в этом году. Теперь большинству регионов придется рассчитывать на другие источники. Впрочем, как выяснили корреспонденты "РГ", на местах трагедии в заморозке столичного проекта не видят. По большому счету, это решение не повлияет на развитие авиационного хозяйства в ЦФО.

Декларация о благих намерениях

Как сообщил корреспонденту "РГ" замначальника управления транспорта и автодорог Тамбовской области Иван Медведев, программа реконструкции ТОГУП "Тамбов аэропорт", по сути, была в стадии протокола о намерениях, лишь намечались источники ее финансирования. Хотя Тамбов остается в сфере интересов Правительства Москвы. Для столицы - это своего рода "пригородная" авиаточка.

На состоянии местного аэропорта не лучшим образом сказались пять лет вынужденного простоя. Наладить более или менее регулярные авиаперевозки удалось в 2007-м, и количество пассажиров за год увеличилось почти втрое. Программа, оказавшаяся под вопросом, была рассчитана на 2-3 года. Окончательно вопрос о ее реализации должен проясниться на конференции "Москва - регионы", которая пройдет в столице 10 декабря.

- "Воронежавиа" предложили участвовать в этом проекте еще год назад, - рассказал корреспонденту "РГ" гендиректор компании Жорж Ильин. - Было даже проведено необходимое обследование. Однако вопрос застопорился, когда московские власти захотели получить контрольный пакет акций предприятия. Мы не стали подписывать соглашение и сделали ставку на федеральное финансирование.

Основное внимание "Воронежавиа" уделяет взлетно-посадочной полосе. Предстоит реконструкция дренажной и световой систем, ограждений и патрульной дороги, а также обновление искусственного покрытия.

- Это позволит аэропорту принимать больше самолетов. На данный момент мы не рискуем сажать воздушные суда иностранного производства с низко расположенными двигателями. После реконструкции эти ограничения будут сняты, - сообщил Жорж Ильин. - Договор с ФГУП "Администрация гражданских аэропортов" подписан, тендер на проведение работ в октябре 2008-го выиграло ЗАО "Крисмар". Общая сумма контракта - 710 миллионов рублей, на текущий год выделено 337. Как они будут освоены - увидим по итогам года. Пока все идет медленнее, чем мы планировали.

Отказ Правительства Москвы и подконтрольной ему авиакомпании "Атлант-Союз" от финансирования реконструкции липецкого аэропорта не отразится на его работе, утверждает директор предприятия Владимир Малахов:

- Летом во время визита в Липецкую область мэр столицы Юрий Лужков и губернатор Олег Королев подписали предварительное соглашение о реконструкции аэропорта на сумму 600 миллионов рублей. Конкретные планы, объекты и обязательства сторон не расписывались. Это была лишь декларация о намерениях, поэтому на инвестиции мы особо и не рассчитывали. Тем более что еще весной аэропорт получил статус международного и финансирование его реконструкции в полном объеме ведет федеральный центр, - сказал корреспонденту "РГ" Владимир Малахов.

В 2008 году ОГКП "Липецкий аэропорт" получило 52 миллиона на проектные работы и буквально на днях Ленинградский аэропроектный институт представит их результат. В 2009-м ожидается транш 100 миллионов рублей. Эти средства пойдут на реконструкцию аэровокзального комплекса и установку светосигнальной системы.

На местах не видят трагедии в заморозке столичного проекта развития авиахозяйства. Там на него особо и не уповали

- В следующем году мы бы хотели получить еще 180 миллионов рублей для обустройства пункта международного пропуска. Но говорить об этом с уверенностью пока рано, вопрос - в стадии решения, - пояснил Владимир Малахов. - Наконец, министерство транспорта подтвердило, что в 2010 году наш аэропорт получит 655,5 миллиона на реконструкцию взлетно-посадочной полосы. Поэтому все запланированные работы исполняются, и недостатка в финансировании мы не испытываем.

Инициативные соседи

Спокойно отнеслись к информации из столицы и в ОАО "Белгородавиа". Акции предприятия принадлежат Федеральному агентству по управлению госимуществом. Впрочем, в ближайшей перспективе оно не планирует инвестировать средства в его развитие. Правительство области неоднократно предлагало взять шефство над аэропортом, обещая вложить в него бюджетные средства либо привлечь инвесторов. Однако Росимущество отказывается передавать право собственности региону.

- За несколько лет я убедился, что мы не нужны Росимуществу, поскольку не входим в число аэропортов федерального значения, - рассказал корреспонденту "РГ" гендиректор ОАО "Белгородское авиапредприятие" Петр Нужный. - Между тем крайне необходимо реконструировать здание аэропорта и взлетную полосу, расширить перрон. По самым скромным подсчетам, на это требуется 560 миллионов рублей.

Белгородский аэропорт выполняет регулярные рейсы только по трем направлениям - в Москву, Уренгой и Нягань. Что касается популярных у туристов турецких Анталии и Хургады, инициативу перехватил украинский Харьков, до которого два часа на автотранспорте. С середины декабря оттуда начнутся регулярные рейсы в немецкий Дюссельдорф на самолете "Боинг-737", принадлежащем немецкому авиаперевозчику. При этом компания берет на себя доставку белгородских пассажиров. Да и стоимость полетов - вполне приемлемая.

Кстати, со строительством на российско-украинской границе международного аэропорта, о котором договаривались губернаторы Белгородской и Харьковской областей, ситуация не ясна. В прошлом году компания "Славиа" заявила, что нашла инвесторов, готовых вложиться в его возведение. На тот момент проект оценивался в 1,2 миллиарда долларов. Однако Петр Нужный в его скорой реализации сомневается. Амбициозным планам мешают финансовые сложности текущего периода и политические разногласия между Россией и Украиной. В то же время саму идею строительства на границе руководитель "Белгородавиа" поддерживает. Ведь действующий аэропорт уже не отвечает интересам областного центра и сдерживает его развитие в северном направлении.

Авиации поможет автопром

Свой вариант развития авиахозяйства есть и в Калужской области. Ее руководство подало в Федеральное агентство воздушного транспорта заявку о передаче аэродрома Грабцево из федеральной собственности в региональную. В случае решения этого вопроса несколько крупных иностранных инвесторов, работающих в Калуге, намерены вложить средства в развитие инфраструктуры аэродрома. Прежде всего - в ремонт взлетно-посадочной полосы. Пока она не может принимать крупные самолеты.

В 70-80 годы прошлого века Калуга была связана авиасообщением с Ленинградом, Архангельском, Симферополем, Ригой, городами центра России. Совершались регулярные рейсы в отдаленные районы области, базировалась сельскохозяйственная авиация. Кроме того, Грабцево было транзитным пунктом для грузовых авиаперевозок.

В 90-х власти региона не раз пытались найти средства для реконструкции аэродрома, пришедшего в упадок после распада Союза, или заинтересованных в его использовании инвесторов. Однако положительного результата не было, пока в области не появились такие крупные компании, как "Фольксваген" и "Вольво", нуждающиеся в действующей авиаинфраструктуре. Работу по восстановлению аэродрома облегчает то, что сохранены все технические службы, в том числе метеорологическая и аэронавигации.

- Когда аэропорт начнет действовать, повысится инвестиционная привлекательность области, откроются новые производства. Они в свою очередь будут способствовать росту спроса на авиаперевозки, - сказал корреспонденту "РГ" министр экономического развития региона Максим Шерейкин. - Впрочем, отлично понимаем, что наш аэродром - маленький и пока нужен только компаниям-инвесторам. Если успешно завершим текущий этап реконструкции и она окупится, будем думать над дальнейшим развитием. В частности над тем, как запустить рейсы гражданской авиации.

Экономика Транспорт Авиатранспорт Экономика Финансы Инвестиции Филиалы РГ Центральная Россия ЦФО Тамбовская область Тамбов ЦФО Липецкая область Липецк ЦФО Калужская область Калуга ЦФО Воронежская область Воронеж ЦФО Белгородская область Белгород