09.12.2008 04:11
    Поделиться

    Регионы ЦФО рассчитывают на инвесторов, заинтересованных в авиаперевозках

    Регионы рассчитывают на средства бюджетов и инвесторов, заинтересованных в авиаперевозках

    Правительство Москвы объявило о заморозке проекта развития региональных аэропортов. Это решение коснется ряда областных центров Центрального федерального округа.

    Источник иссяк

    Обнародованный в августе 2007-го проект предусматривал вложения (около 55 миллиардов рублей) в реконструкцию 16 аэропортов центральной части страны. Взамен инвестор должен был получить контрольные пакеты управляющих компаний, а столичная авиакомпания "Атлант-союз" - функции организатора воздушных перевозок. Вскоре из списка были вычеркнуты Белгород, Воронеж и Орел. В проекте бюджета Москвы на 2009 год оставались вложения в уставные капиталы аэропортов Тамбова (1,5 миллиарда), Липецка (0,6) и Курска (0,37). Однако в окончательный вариант документа они не попали.

    Начальник отдела инфраструктурных проектов департамента транспорта и связи правительства Москвы Олег Никольский объяснил это тем, что городу совместно с госкорпорацией "Ростехнологии" необходимо сосредоточить средства для создания национального авиаперевозчика. Хотя окончательного решения по всем объектам еще не принято. В частности, должна продолжиться реконструкция в Иванове, в которую уже вложено около 2 миллиардов.
    Первый этап грандиозной программы модернизации и развития планировали завершить в этом году. Теперь большинству регионов придется рассчитывать на другие источники. Впрочем, как выяснили корреспонденты "РГ", на местах трагедии в заморозке столичного проекта не видят. По большому счету, это решение не повлияет на развитие авиационного хозяйства в ЦФО.

    Декларация о благих намерениях

    Как сообщил корреспонденту "РГ" замначальника управления транспорта и автодорог Тамбовской области Иван Медведев, программа реконструкции ТОГУП "Тамбов аэропорт", по сути, была в стадии протокола о намерениях, лишь намечались источники ее финансирования. Хотя Тамбов остается в сфере интересов Правительства Москвы. Для столицы - это своего рода "пригородная" авиаточка.

    На состоянии местного аэропорта не лучшим образом сказались пять лет вынужденного простоя. Наладить более или менее регулярные авиаперевозки удалось в 2007-м, и количество пассажиров за год увеличилось почти втрое. Программа, оказавшаяся под вопросом, была рассчитана на 2-3 года. Окончательно вопрос о ее реализации должен проясниться на конференции "Москва - регионы", которая пройдет в столице 10 декабря.

    - "Воронежавиа" предложили участвовать в этом проекте еще год назад, - рассказал корреспонденту "РГ" гендиректор компании Жорж Ильин. - Было даже проведено необходимое обследование. Однако вопрос застопорился, когда московские власти захотели получить контрольный пакет акций предприятия. Мы не стали подписывать соглашение и сделали ставку на федеральное финансирование.

    Основное внимание "Воронежавиа" уделяет взлетно-посадочной полосе. Предстоит реконструкция дренажной и световой систем, ограждений и патрульной дороги, а также обновление искусственного покрытия.

    - Это позволит аэропорту принимать больше самолетов. На данный момент мы не рискуем сажать воздушные суда иностранного производства с низко расположенными двигателями. После реконструкции эти ограничения будут сняты, - сообщил Жорж Ильин. - Договор с ФГУП "Администрация гражданских аэропортов" подписан, тендер на проведение работ в октябре 2008-го выиграло ЗАО "Крисмар". Общая сумма контракта - 710 миллионов рублей, на текущий год выделено 337. Как они будут освоены - увидим по итогам года. Пока все идет медленнее, чем мы планировали.

    Отказ Правительства Москвы и подконтрольной ему авиакомпании "Атлант-Союз" от финансирования реконструкции липецкого аэропорта не отразится на его работе, утверждает директор предприятия Владимир Малахов:

    - Летом во время визита в Липецкую область мэр столицы Юрий Лужков и губернатор Олег Королев подписали предварительное соглашение о реконструкции аэропорта на сумму 600 миллионов рублей. Конкретные планы, объекты и обязательства сторон не расписывались. Это была лишь декларация о намерениях, поэтому на инвестиции мы особо и не рассчитывали. Тем более что еще весной аэропорт получил статус международного и финансирование его реконструкции в полном объеме ведет федеральный центр, - сказал корреспонденту "РГ" Владимир Малахов.

    В 2008 году ОГКП "Липецкий аэропорт" получило 52 миллиона на проектные работы и буквально на днях Ленинградский аэропроектный институт представит их результат. В 2009-м ожидается транш 100 миллионов рублей. Эти средства пойдут на реконструкцию аэровокзального комплекса и установку светосигнальной системы.

    На местах не видят трагедии в заморозке столичного проекта развития авиахозяйства. Там на него особо и не уповали

    - В следующем году мы бы хотели получить еще 180 миллионов рублей для обустройства пункта международного пропуска. Но говорить об этом с уверенностью пока рано, вопрос - в стадии решения, - пояснил Владимир Малахов. - Наконец, министерство транспорта подтвердило, что в 2010 году наш аэропорт получит 655,5 миллиона на реконструкцию взлетно-посадочной полосы. Поэтому все запланированные работы исполняются, и недостатка в финансировании мы не испытываем.

    Инициативные соседи

    Спокойно отнеслись к информации из столицы и в ОАО "Белгородавиа". Акции предприятия принадлежат Федеральному агентству по управлению госимуществом. Впрочем, в ближайшей перспективе оно не планирует инвестировать средства в его развитие. Правительство области неоднократно предлагало взять шефство над аэропортом, обещая вложить в него бюджетные средства либо привлечь инвесторов. Однако Росимущество отказывается передавать право собственности региону.

    - За несколько лет я убедился, что мы не нужны Росимуществу, поскольку не входим в число аэропортов федерального значения, - рассказал корреспонденту "РГ" гендиректор ОАО "Белгородское авиапредприятие" Петр Нужный. - Между тем крайне необходимо реконструировать здание аэропорта и взлетную полосу, расширить перрон. По самым скромным подсчетам, на это требуется 560 миллионов рублей.

    Белгородский аэропорт выполняет регулярные рейсы только по трем направлениям - в Москву, Уренгой и Нягань. Что касается популярных у туристов турецких Анталии и Хургады, инициативу перехватил украинский Харьков, до которого два часа на автотранспорте. С середины декабря оттуда начнутся регулярные рейсы в немецкий Дюссельдорф на самолете "Боинг-737", принадлежащем немецкому авиаперевозчику. При этом компания берет на себя доставку белгородских пассажиров. Да и стоимость полетов - вполне приемлемая.

    Кстати, со строительством на российско-украинской границе международного аэропорта, о котором договаривались губернаторы Белгородской и Харьковской областей, ситуация не ясна. В прошлом году компания "Славиа" заявила, что нашла инвесторов, готовых вложиться в его возведение. На тот момент проект оценивался в 1,2 миллиарда долларов. Однако Петр Нужный в его скорой реализации сомневается. Амбициозным планам мешают финансовые сложности текущего периода и политические разногласия между Россией и Украиной. В то же время саму идею строительства на границе руководитель "Белгородавиа" поддерживает. Ведь действующий аэропорт уже не отвечает интересам областного центра и сдерживает его развитие в северном направлении.

    Авиации поможет автопром

    Свой вариант развития авиахозяйства есть и в Калужской области. Ее руководство подало в Федеральное агентство воздушного транспорта заявку о передаче аэродрома Грабцево из федеральной собственности в региональную. В случае решения этого вопроса несколько крупных иностранных инвесторов, работающих в Калуге, намерены вложить средства в развитие инфраструктуры аэродрома. Прежде всего - в ремонт взлетно-посадочной полосы. Пока она не может принимать крупные самолеты.

    В 70-80 годы прошлого века Калуга была связана авиасообщением с Ленинградом, Архангельском, Симферополем, Ригой, городами центра России. Совершались регулярные рейсы в отдаленные районы области, базировалась сельскохозяйственная авиация. Кроме того, Грабцево было транзитным пунктом для грузовых авиаперевозок.

    В 90-х власти региона не раз пытались найти средства для реконструкции аэродрома, пришедшего в упадок после распада Союза, или заинтересованных в его использовании инвесторов. Однако положительного результата не было, пока в области не появились такие крупные компании, как "Фольксваген" и "Вольво", нуждающиеся в действующей авиаинфраструктуре. Работу по восстановлению аэродрома облегчает то, что сохранены все технические службы, в том числе метеорологическая и аэронавигации.

    - Когда аэропорт начнет действовать, повысится инвестиционная привлекательность области, откроются новые производства. Они в свою очередь будут способствовать росту спроса на авиаперевозки, - сказал корреспонденту "РГ" министр экономического развития региона Максим Шерейкин. - Впрочем, отлично понимаем, что наш аэродром - маленький и пока нужен только компаниям-инвесторам. Если успешно завершим текущий этап реконструкции и она окупится, будем думать над дальнейшим развитием. В частности над тем, как запустить рейсы гражданской авиации.

    Поделиться