Социальные инициативы бизнеса требуют поддержки государства

Государство должно поддержать социальные инициативы бизнеса материально и морально, особенно в тяжелые годы. Такой призыв звучит со страниц "Доклада о социальных инвестициях в России-2008", представленного на суд общественности 5 декабря. Доклад стал результатом совместного проекта Ассоциации менеджеров, Программы развития ООН, Стратегического программного фонда посольства Великобритании и Высшей школы менеджмента Санкт-Петербургского государственного университета.

Большинство крупных российских компаний, несмотря на кризис, не планируют отказываться от своих социальных программ. Но сложившаяся экономическая ситуация требует оптимизации расходов на "социалку", а главное, социальные инвестиции компаний должны стать более эффективными и получить нужное направление. И здесь без государственного участия не обойтись. Ведь от того, как и по каким правилам выстраиваются отношения компании с государством, зависят не только количественные параметры корпоративных социальных инвестиций, но и выбор их приоритетных направлений. И в конце концов именно от эффективности этих отношений зависит степень соответствия корпоративных социальных инвестиций как запросам самого бизнеса, так и интересам развития страны.

Руководители компаний, участвовавших в исследовании, считают, что государство должно разработать национальные приоритеты корпоративной социальной ответственности (КСО), чтобы не только бизнес и само государство, но и население понимало, что бизнес работает на пользу общества.

Например, по мнению Вероники Кабалиной, зам. начальника управления компенсационной политики и социальных программ "Норильского никеля", государство должно демонстрировать прозрачность в провозглашении приоритетных направлений, к которым бизнес может присоединиться, или же сможет проявлять инициативы, ориентируясь на эти национальные приоритеты. "Государство должно разделять с бизнесом риски, которые возникают в связи с новыми инициативами. Это тоже, по сути дела, инновационная деятельность, которая должна поощряться государством", - считает она.

О высокой степени заинтересованности компаний в материальном и моральном поощрении социально ответственного поведения бизнеса свидетельствуют результаты опроса: представители 94 процентов компаний-респондентов заявили о том, что государство должно поддерживать социальные начинания материально, и 71 процент - поддерживать морально. Необходимость государственного стимулирования социальных инвестиций компаний поддерживают подавляющее большинство (92 процента) респондентов, и всего лишь 2 процента выступают против.

Больше всего нареканий у компаний вызывает практика давления на бизнес со стороны властей в целях выбивания средств для реализации конкретных планов и проектов, "потребительское отношение" к функционирующим в том или ином регионе компаниям. Однако в целом компании-респонденты демонстрируют веру в позитивные тенденции развития партнерских отношений между бизнесом и властью и отмечают, что практика "принудительной социальной ответственности" сокращается.

Кстати, запрос бизнеса на усиление роли государства в сфере КСО вовсе не является уникальной российской особенностью, а вполне согласуется с общемировой тенденцией. Так, авторы доклада по итогам международного исследования, проведенного Grant Thornton в 2008 году на выборке из 7,8 тысячи компаний из 34 стран, отмечают, что, хотя принципы КСО вырабатываются внутри самих компаний, а их соблюдение часто контролируется некоммерческими организациями, государство играет в этом процессе существенную роль. Оно может задавать систему координат для разрабатываемых принципов, поощрять активность и диалог между заинтересованными сторонами, но самое главное - оно может на законодательном уровне требовать соблюдения прин-ципов КСО. Например, использовать систему налогообложения для поощрения этических методов ведения бизнеса, устанавливать минимальный размер оплаты труда или максимальную продолжительность рабочего дня. Многие предприниматели, принявшие участие в опросе Grant Thornton, подчеркивают, что не столько штрафные санкции, сколько стимулирующие меры со стороны государства способны увеличить привлекательность этичных методов ведения бизнеса.

Анализ практики ведущих отечественных компаний демонстрирует, что в целом развитие КСО в российском бизнесе проходит в русле общемировой тенденции интеграции принципов КСО в корпоративную стратегию, перехода к идеологии социальных инвестиций, отвечающих долгосрочным интересам как общества, так и бизнеса. Тем не менее, как отмечается в докладе, распространение лучшего опыта компаний и выработка общих подходов к развитию корпоративных социальных инвестиций пока сдерживаются отсутствием единого понимания сущности КСО, а социальные инвестиции компаний пока не носят характера систематической, сбалансированной деятельности, направленной на достижение устойчивых конкурентных преимуществ.

Кроме того, подход к корпоративным социальным программам как к инвестициям требует проведения соответствующей оценки эффективности. Такую оценку проводили лишь 56 процентов компаний-респондентов, а 17 процентов компаний, представленных в докладе, вообще не проводили оценку эффективности, хотя и трактовали социальные программы как инвестиции. Как признал, например, Александр Бим, советник гендиректора "СУЭК", четкой привязки социальных инвестиций к прибыли, каких-то специальных расчетов их экономической эффективности у компании нет. "Мы считаем, что для нас важны конструктивные отношения с контрагентами, с заинтересованными сторонами, то есть содержательный результат социальных инвестиций", - говорит он.

Авторы доклада отмечают, что компании-лидеры демонстрируют готовность к изменениям, к выработке общих прогрессивных подходов. Хотя ситуация в российском бизнесе изменяется медленно. И если бизнес будет по-прежнему трактовать КСО как вынужденные потери, его стремление к "устойчивому развитию" может привести к "устойчивому отставанию". "Разворачивающийся кризис - во многом кризис доверия, порожденный погоней многих компаний за краткосрочной выгодой в ущерб устойчивому развитию, их неспособностью и нежеланием выстраивать систему взаимовыгодных отношений со всей системой заинтересованных сторон, - считает Сергей Литовченко, исполнительный директор Ассоциации менеджеров России. - Этот кризис демонстрирует реальный, а не декларативный уровень КСО в мировом бизнесе".