Закон о реформе ЖКХ тормозит, и надо создать рабочую группу, чтобы понять, почему. С таким заявлением выступил в Санкт-Петербурге на конференции "ЖКХ России-2008" заместитель председателя комитета ТПП РФ по предпринимательству в сфере строительства и ЖКХ Андрей Широков. По его словам, менее двух третей многоквартирных домов в России выбрало форму управления, хотя такое решение должны были принять все, и еще до 1 мая. Нет выбора - не может полноценно стартовать реформа.
Потребность Петербурга в капитальном ремонте, по заявлению председателя жилищного комитета города Юниса Лукманова, составляет три годовых бюджета города - около триллиона рублей. А выделено в этом году было всего 17,5 миллиарда.
Дал ли результат Закон "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства"? Регионалы докладывали об успехах, но не все. Но в Воронежской области, к примеру, из 1197,5 миллиона рублей, собранных из всех источников (федеральных - 827,6 миллиона), потрачено уже 95 процентов, а ремонтные работы выполнены менее чем на 55 процентах домов, прописанных в программе.
Причина - сложности с выполнением двенадцати требований, без чего выделения денег из ФСР ЖКХ не дают (эксперты прогнозировали такой расклад еще на стадии формирования закона). Ключевое требование - создание частных управляющих компаний. Чего, как уже говорилось, не наблюдается. Возьмем тот же Петербург. В нем сейчас 24 жилкомсервиса (ЖКС), в которых 100 процентов акций принадлежит городу, 21 приватизированный ЖКС и около 60 частных компаний. По оценкам председателя совета директоров одной из иностранных частных компаний, работающих на петербургском рынке жилищных услуг, Олега Вихтюка, на долю частников приходится всего около 20 процентов жилого фонда. Остальное обслуживают ЖКС, бывшие государственные конторы с соответствующими подходами.
С другой стороны, частникам до сих пор и идти-то в жилищное хозяйство невыгодно. Управляющая компания мало заинтересована в том, чтобы вкладывать деньги в совершенствование находящегося в ее управлении жилого фонда. Договор с ней заключается на год. А если через год его расторгнут, кто вернет инвестиции? Напротив, государственные жилкомсервисы, особенно если им переданы в управление государственные дома, могут быть уверены, что договор с ними перезаключат и на будущий год. "Необходима законодательная защита вложений инвестора, работающего на рынке управления многоквартирными домами", - считает председатель совета ассоциации управляющих и эксплуатационных организаций в жилищной сфере РФ Евгений Пургин.
Есть и третья сторона - жильцы. В Петербурге, несмотря на все старания администрации города, 1700 домов не пожелали выбрать форму управления. Люди не хотят приватизировать общедомовое имущество: ведь ремонтировать его придется за свой счет. А если люди захотят присоединить свои личные сбережения к средствам Фонда содействия, придется с этих средств заплатить налог! На это обратила внимание заместитель руководителя главного управления жилищно-коммунальной политики Воронежской области Диана Гончарова: закон требует обязательного участия собственников жилья в ремонте в рамках программы ФСР ЖКХ, но Налоговый кодекс предусматривает, что денежные средства, поступившие на счет юридического лица, являются доходом и облагаются налогом. Перечисления фонда и местных администраций - бюджетные и целевые, и в соответствии со статьей N 215 НК налогообложению не подлежат. "На наш взгляд, необходимо срочно внести изменения в Налоговый кодекс и признать средства, поступающие на счет УК, ТСЖ и других организаций по управлению многоквартирными домами в соответствии с ФЗ N 185, не подлежащими налогообложению. Иначе управляющие компании, участвовавшие в исполнении закона, окажутся банкротами или откажутся от участия в этой программе на следующий год", - заявила Диана Гончарова.