О сегодняшнем дне и перспективах сотрудничества рассказывает Чрезвычайный и Полномочный Посол Республики Казахстан в Российской Федерации Адильбек Джаксыбеков.
Российская газета: Под Новый год принято подводить итоги. При этом, естественно, невольно акцентируется внимание на достижениях, а уж о потерях говорят в конце. Но этот год выдался нелегким и для Казахстана, и для России. Поэтому, может быть, изменить традиции и начать с проблем?
Адильбек Джаксыбеков: Мы действительно столкнулись с широкомасштабным кризисом, который затронул не только финансовый сектор, но и реальное производство. Однако ни Казахстан, ни Россия не собираются отказываться от своих стратегических планов. Экономика наших стран вполне в состоянии выдержать перипетии этого мирового катаклизма. Более того, как показывает оценка международных специалистов, мы оказались подготовленными к нему лучше некоторых других стран.
РГ: Вы имеете в виду резервные фонды?
Джаксыбеков: Не только. В июне этого года на совещании в Астане Нурсултан Абишевич Назарбаев назвал четыре базовых принципа государственной политики Казахстана: стабильное развитие нации, укрепление государственности, единство народа и уверенность в будущем. Президент совсем не случайно поставил на первое место "стабильное развитие нации". Этому фактору он всегда придавал особое значение. Это главное условие создания сильной экономики, строительства нового, современного Казахстана. Все принимаемые решения базировались на прочном фундаменте консолидированной нации, поэтому они и были поддержаны обществом. Именно потому, что Нурсултан Абишевич был уверен в поддержке народа, он мог дать правительству широкие полномочия для принятия самых нестандартных решений.
РГ: Речь идет о проекте плана совместных действий правительства, Национального банка и АФН по стабилизации экономики и финансового сектора, с которым на активе партии "Нур Отан" выступил премьер-министр Карим Масимов?
Джаксыбеков: Этот документ был разработан по поручению президента. В нем намечено пять направлений финансово-хозяйственной деятельности, которые государство собирается поддержать в первую очередь. Четыре миллиарда долларов выделяется на обеспечение устойчивости финансового сектора, который призван помочь производству. Три миллиарда пойдут на стабилизацию рынка недвижимости: жилищная программа должна выполняться. Один миллиард выделен малому и среднему бизнесу. Еще миллиард - на развитие агропромышленного комплекса. И один миллиард - на реализацию инновационных инфраструктурных и индустриальных проектов.
Для этого пришлось скорректировать расходы по другим программам и перенести открытие их финансирования на более поздние сроки. Однако надо подчеркнуть: ни одно сокращение не коснется расходов на социальные нужды и поддержку уязвимых слоев населения. Все обязательства государства и партии "Нур Отан" в этой части будут выполнены в полном объеме.
РГ: Если судить по заявлениям президента Казахстана, то кризис ни в коей мере не повлиял на его решимость продолжить реформы, в том числе и политические.
Джаксыбеков: Курс на дальнейшую демократизацию политической жизни был принят нашим президентом еще в 2004 году и, по сути, являлся развитием идей, лежавших в основе строительства нового сильного Казахстана, открытого миру, авторитетного члена международного сообщества. По глубокому убеждению Нурсултана Абишевича, решение задачи укрепления страны, ее устойчивости и управляемости было невозможно без развития демократических процессов.
Конституционная реформа началась в 2007 году и включала довольно широкий комплекс мер: постепенный переход к президентско-парламентской форме правления, увеличение численности парламента, расширение списка депутатов, избираемых Ассамблеей народов Казахстана, выборы в нижнюю палату - Мажилис - по пропорциональной системе, формирование правительства на основе парламентского большинства, укрепление местных представительных органов власти и некоторые другие.
РГ: Недавно правительство одобрило внесение в избирательное законодательство новых поправок, разработанных по поручению главы государства.
Джаксыбеков: Впервые в политической истории Казахстана будет законодательно закреплен принцип многопартийного парламента. Но при этом одна из задач продолжающейся конституционной реформы - возложить всю полноту ответственности за принимаемые решения на партии, которые утверждают их в парламенте, сделать процесс разработки и утверждения законов как можно более демократическим.
Предусматриваются дополнительные гарантии деятельности членов избирательных комиссий, упрощение процедур регистрации наблюдателей, в том числе из других государств. Благодаря нововведениям будет расширено и представительство на политическом поле. Для либерализации и упрощения процедуры регистрации партий поправками предусмотрено снижение обязательной численности сторонников политической партии с прежних 50 тысяч до 40 тысяч человек для ее регистрации, а сам срок регистрации продлен с двух до четырех месяцев.
РГ: Как сообщала казахстанская пресса, серьезным изменениям подвергся и закон о СМИ?
Джаксыбеков: Он должен обеспечивать принцип соревновательности во время выборов. Поправками предусматривается отмена постановки на учет телерадиовещательных организаций, а также исключаются нормы, обязывающие журналистов получать разрешение на использование аудио- или видеозаписи, сделанной во время интервью. Новые положения закона вводят также обязанность СМИ размещать информацию о кандидатах в равном объеме по 10-15 минут эфирного времени.
РГ: Можно сказать, что новые законодательные инициативы президента работают на председательство Казахстана в ОБСЕ в 2010 году.
Джаксыбеков: К этому я бы добавил, что в диалоге между Востоком и Западом посредничество Казахстана всегда было очень эффективным. Примеров тому можно привести немало. Именно в Астане состоялись два съезда лидеров традиционных мировых религий. Казахстан был инициатором создания СВМДА, которое этой осенью отметило 16-летие своей плодотворной деятельности. Два месяца назад Казахстан принимал новый форум министров иностранных дел мусульманских и западных стран "Общий мир: прогресс через разнообразие".
Немалый опыт был накоплен в период руководства исполнительными структурами таких крупных организаций, как ЕврАзЭС, ШОС, ТЮРКСОЙ, что во многом предопределило выдвижение Казахстана на пост председателя в Диалоге по сотрудничеству в Азии в 2008-2009 годах и в ОИК в 2011 году.
По инициативе главы государства недавно была принята программа "Путь в Европу", которая призвана активизировать сотрудничество Казахстана с европейскими странами. В ней нашли отражение такие приоритетные направления, как технологическое, энергетическое, транспортное, торгово-инвестиционное и культурно-гуманитарное сотрудничество, привлечение передовых европейских технологий и опыта управления, совершенствование законодательства и механизмов государственного управления. "Путь в Европу" призван способствовать интенсификации политического сотрудничества, культурному сближению между народами. И надо полагать, что мы пойдем по этому пути так, как это было все последние годы, то есть вместе с братской Россией.
РГ: Выступая недавно перед российскими журналистами, Нурсултан Абишевич достаточно критически оценил деятельность ОБСЕ на постсоветском пространстве.
Джаксыбеков: Для этого у президента были основания. Из четырех направлений, которыми призвана заниматься организация - безопасность, экономика, экологические проблемы, человеческое измерение, в Центральной Азии чиновниками ОБСЕ уделялось внимание только последнему пункту, который был, по сути, сведен к рекомендациям о немедленном переходе к демократии по западному образцу. Между тем, как отметил Нурсултан Абишевич, во-первых, при всем желании такой "скачок" просто невозможен, а во-вторых, когда весь мир сомневается в правильности нынешней архитектуры международных отношений и международной безопасности, всемирной финансовой системы, почему не должна подвергнуться реформированию ОБСЕ? Несомненно, такая постановка вопроса абсолютно правильна.
РГ: Здесь точки зрения России и Казахстана совпадают полностью.
Джаксыбеков: Как и по многим другим. Наш президент отмечал, что в наших отношениях нет никаких - ни экономических, ни политических - проблем. Это не значит, что у нас нет вопросов. Но они всегда решаются, всегда находится консенсус. Мы очень дорожим такими отношениями. Россия отвечает нам тем же.
Дело здесь не только в том, что из всех стран СНГ только Казахстан может предложить России столь широкий перечень двусторонних взаимовыгодных проектов, или в том, что наше международное сотрудничество так многообразно, что нуждается в периодической корректировке курсов.
Думаю, что к истине ближе другое предположение: руководители наших государств - единомышленники. Они - активные сторонники и проводники идеи инновационного развития своих стран. Как точно отметил российский президент: "Казахстан и Россия разговаривают на одном экономическом языке". Да и потом нельзя забывать про историческую, геополитическую общность наших стран, общность ментальности наших народов.
РГ: По прогнозам экспертов, наши две страны в этом году выйдут на рекордный товарооборот в 20 миллиардов долларов.
Джаксыбеков: Едва ли нам удалось достичь таких результатов, если бы в них были заинтересованы лишь лидеры наших стран. Ситуация сегодня такова, что реальная интеграция Казахстана и России инициируется в большей степени снизу, самими регионами.
Сейчас в Казахстане в приграничье нет ни одного акима, а в России - ни одного губернатора, который не лелеял бы свой проект сотрудничества с противоположной стороной. Не случайно 70 процентов товарооборота приходится на приграничные регионы. Кстати, на последнем, пятом, Форуме руководителей приграничных регионов, который проходил в Актобе, было принято решение расширить его формат. В нем теперь будут принимать участие главы всех республик, краев и областей, заинтересованных в сотрудничестве. А это означает, что на форум будут приезжать чуть ли не вся Россия и весь Казахстан.
РГ: Сотрудничество в космической области, совместное использование нефтяных месторождений Каспийского моря, развитие транспортных коммуникаций, транспортировка энергоносителей через Россию на мировые рынки... Что еще вы бы внесли в список наших общих дел?
Джаксыбеков: Прежде всего я бы отметил то, что каждое из названных направлений расширяется и углубляется. Например, недавно подписан договор о строительстве нового пускового комплекса "Байтерек". Для этого создается современная ракета "Ангара". Готовится к запуску казахстанский спутник связи KazSat-2. Кроме того, мы участвуем в российской навигационной системе дистанционного зондирования Земли ГЛОНАСС. Наши космонавты готовятся в космическом центре в Москве. А конечная цель - развить космическую индустрию, которая находится на острие технического прогресса.
Или взять атомную энергетику. Казахстан располагает вторыми в мире по значимости запасами урана. Это топливо будущего. Не случайно во многих странах сейчас приняты программы строительства АЭС. Две атомные электростанции будут возведены и в Казахстане. И мы сейчас ведем по этому вопросу активные переговоры с российскими партнерами. Уже работают на двух месторождениях СП с российскими компаниями, а в Ангарске создается совместное предприятие по обогащению урана.
Другими словами, генеральное направление - развитие высоких технологий. Используя разнообразные формы сотрудничества, мы должны способствовать ускорению перемен, идущих в наших странах.
РГ: Господин Посол, Москва для вас - хорошо знакомый город. Вы здесь заканчивали два института, не один раз приезжали сюда в качестве мэра столицы, министра, руководителя Администрации президента Казахстана и первого заместителя председателя партии "Нур Отан". С какими чувствами на этот раз вы приехали в столицу России?
Джаксыбеков: С мыслью, что надо достойно выполнять поручение президента, который неоднократно подчеркивал: укрепление стратегического партнерства с Российской Федерацией - это ключевая задача внешней политики Казахстана.
РГ: Адильбек Рыскельдинович, редакция газеты поздравляет вас с наступающим Новым годом и присуждением вам Государственной премии Республики Казахстан 2008 года в области литературы и искусства за архитектурный комплекс "Круглая площадь" в Астане.
Джаксыбеков: Спасибо. Для меня это действительно высокая награда. Но знаете, я вам скажу как бывший мэр Астаны и уверен, это мнение могут разделить многие другие, кто принимал участие в строительстве Астаны с того уже далекого 1997 года: автор идеи, основатель и главный зодчий новой столицы Казахстана - Нурсултан Абишевич Назарбаев. Поэтому государственные премии как за каждый отдельный архитектурный комплекс, так и, если б такая премия существовала, за новый город Астану по праву должны принадлежать президенту.
В свою очередь, поздравляю коллектив вашей газеты с наступающим Новым годом, искренне желаю вам творческих успехов на пути к сердцу читателя.