Карен Шахназаров и Роман Виктюк рассказали, начнутся ли сокращения в кино и театрах из-за кризиса

Кому нужны небольшие театры и оркестры, маленькие музеи, вузы с небольшим числом студентов и нужны ли они вообще?

"РГ" попыталась разобраться в этих вопросах, побеседовав с видными деятелями культуры. Наши собеседники: Р. Виктюк (основатель и худрук собственного театра), К. Шахназаров (гендиректор киноконцерна "Мосфильм"), М. Горенштейн (главный дирижер симфонического оркестра России им. Светланова), М. Саямов (президент Ассоциации учебных заведений искусства и культуры), В. Урин (гендиректор музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко), Е. Селезнева (президент Российского комитета Международного совета музеев.

Зарплаты

Михаил Саямов:

- Мы пока слабо представляем, что будет с нашими зарплатами, каким образом будет дальше существовать наш профессорский состав. Пока преподаватель вынужден бегать по нескольким работам.

Многие ведущие вузы уже получили правительственный грант. И мы ждем, что в некоторых наших вузах будет президентский грант. Это даст возможность значительно повысить заработную плату нашим профессорам. Но если говорить о системе... Ведь если какие-то вузы и получат дополнительное финансирование, то это все равно единицы, а надо стремиться к тому, чтоб в лучших условиях работало все большее количество вузов. Скажем, в нашей ассоциации сегодня 54 вуза культуры и искусства. Они все делают благородное дело.

Поможет ли государство

Карен Шахназаров:

- "Мосфильм" с 1991 года от государства ничего не получает. Ни копейки. Хотя у нас государственный статус, мы работаем только на рынке: мы модернизируемся за счет тех средств, которые сами зарабатываем. Мы, конечно, зависим от государства, но в таком смысле: если, к примеру, государство не вкладывает средства в кино, то тогда и у продюсеров нет денег и они не приходят к нам работать. Но ведь это только часть сегмента! У нас же есть еще огромный рынок: и дистрибьюции, и лаборатории... И надо сказать, что порядка 65-70% всей иностранной продукции, которая выпускается вообще в России, проходит через "Мосфильм".

Сегодня ситуация на "Мосфильме", я считаю, нормальная. Рабочая. Съемки идут, все павильоны расписаны.

Владимир Урин:

- Мы почувствовали небольшой по сравнению с прошлыми двумя годами спад зрителей (а соответственно и уменьшение доходов). Так, было отмечено, что в октябре наш театр посетило примерно на 5-7% меньше по сравнению с прошлым сезоном. Но уже в ноябре ситуация несколько выправилась. Такой спад зрительского интереса я связываю только с тем фактором, что в связи с создавшейся ситуацией людям просто некогда ходить в театр.

Марк Горенштейн:

- Ситуация сейчас достаточно напряженная: нам ведь раньше всегда помогало министерство культуры, теперь же, к сожалению, у министерства достаточно скудные ресурсы, связанные с гастролями за границей. А надо сказать, западные импресарио привыкли, что дорогу они не оплачивают. Значит, для всех оркестров, в том числе и для Госоркестра, создается критическая ситуация: денег на дорогу нет, а контракты уже подписаны.

Я никого не обвиняю, но есть объективные вещи: сколь много бы мы ни работали, оркестр не может быть самоокупаемым. И во всем мире так. В США, например, 85% бюджета симфонического коллектива - спонсорские деньги, 10% - муниципальные, и только 5% оркестр зарабатывает сам. Эти 5% наш оркестр точно зарабатывает. Остальное дает государство.

Спонсоры и меценаты

Екатерина Селезнева:

- Наша выставочная деятельность напрямую зависит от спонсорской поддержки. И сейчас на 2009 год у нас пока очень мало подтверждений тех обещаний, которые были нам даны спонсорами. Есть уже и отказы.

Роман Виктюк:

- Мы никогда ни у кого ничего не просим. Поэтому на нашем репертуаре и на гастролях этот кризис не отразится. Никакие сокращения мы проводить не будем, и мы продолжаем готовить новые постановки. Режиссер и художник знают, что такое кризис, и это для них не новость! Ведь мы живем в кризисе всю жизнь - с первого дня, как только я сделал первый спектакль. И мы знаем, как при минимуме затраченных материальных средств максимально передать смысл произведения.

Выживет сильнейший?

Роман Виктюк:

- Зная, какое количество кинофильмов сейчас сокращается, думаю, что будут сокращаться и театры, и количество артистов. А начнется все с симфонических оркестров, которыми переполнена наша страна. Никто на их концерты пока активно не ходит, они нерентабельны. Сегодня проще дома взять компакт-диск или включить канал Mezzo и наслаждаться великой культурой. Что касается театров, я всегда думал, что в России должно быть два музыкальных театра, но высочайшего качества.

Карен Шахназаров:

- Может, у кого-то возникнет ощущение недоверия, но это так: ситуация на "Мосфильме" довольно спокойная. Я не знаю, что будет дальше: я не экономист. Но в любом случае мы не будем сокращаться. Тогда, когда был дефолт, у нас "сгорело" большое количество средств и был период, когда даже нечем было платить зарплату. Но и в те времена мы как-то выкрутились. А той ситуации у нас сейчас даже и близко нет. Тогда ведь были вообще другие условия: "Мосфильм" был разрушенным предприятием. У нас и так особенно ничего и не было, а тут еще и дефолт случился!

Сегодня же "Мосфильм" - крупный киноконцерн. Поскольку мы многопрофильны, мы не так уязвимы.

Екатерина Селезнева:

- Кризис эмоционально настраивает людей на то, что сейчас надо выживать, экономить. И получается, что сегодня уже не до культуры. Потому что, когда человек начинает экономить, он экономит на всем: перестает покупать книги, ходить в театры, в музей, на концерты...

Роман Виктюк:

- Я считаю, что сегодняшняя ситуация - это постижение Булгакова. И я думаю, что сегодняшний кризис выступает в качестве очистительного средства.