Уже с 2010 года, возможно, расходы российских семей на лекарства уменьшатся, а качество лечения возрастет. Минздравсоцразвития работает над Концепцией лекарственного обеспечения населения, которая предполагает и введение лекарственного страхования.
Все последние годы, уверяют эксперты, лекарства дорожали значительно медленнее, чем, например, продукты питания и прочие потребительские товары. Но сколько бы нас ни успокаивали, что лекарственная инфляция не очень-то и ощутима, мы-то знаем: лечение качественными препаратами сегодня ой как дорого не только для пенсионеров и бюджетников, эти расходы бьют по карману и семьи с приличным достатком.
Что немцу хорошо
В 2004 году, до начала программы дополнительного лекарственного обеспечения льготников (ДЛО), каждый россиянин "съедал" за год разнообразных таблеток и пилюль в среднем на 46 евро. Для сравнения: немец тратил на лекарства 288 евро, француз 359, а швед - 362 евро в год. Но даже после того как государство стало закупать лекарства для инвалидов и прочих льготников, оплачивая их из бюджета, наш показатель "на душу населения" вырос примерно на 20-25 процентов, и до европейских соседей нам все равно очень и очень далеко.
Фактически год от года люди покупают лекарства по все более высокой цене, но в меньшем количестве.
Доплати - и лечись
Именно лекарственное страхование, как показывает зарубежный опыт, дает ключ к решению сразу двух проблем: современные, отнюдь не дешевые лекарства становятся более доступными, и, следовательно, качество лечения растет.
Суть готовящегося нововведения проста: врач выписывает больному нужный препарат, тот идет в аптеку, предъявляет рецепт и получает скидку при покупке. В некоторых случаях лекарство может выдаваться и вовсе бесплатно. Та доля, которую не оплатил сам пациент, возмещается за счет лекарственной страховки.
Но вопросов возникает масса. Определенный ответ есть пока лишь на один: страховка будет распространяться исключительно на препараты, которые больному назначит врач, выпишет рецепт. Все безрецептурные покупки будут за полную стоимость. Заодно, говорят медики, снизим тягу некоторых к самолечению - ничего хорошего в этой традиционной российской практике нет.
Что, где, когда
Следующий вопрос: перечень препаратов. Опыт ДЛО показывает, что формировать "компромиссный" список лекарств, который в равной степени устраивал бы и врачей, и пациентов, и государство в лице минздрава и контрольных служб, мы пока не научились. К перечню масса претензий - и обоснованных, и не очень. Государство вынуждено экономить бюджетные расходы, пациенты и врачи хотят использовать весь спектр, который предлагает сегодня фармацевтическая наука. Какие лекарства войдут в список по программе лекарственного страхования? Будут ли в нем зарубежные оригинальные лекарства? Или приоритет будет отдан отечественным производителям? Или министерство изберет некий средний вариант - сказать сегодня не берется никто. Известно только, что, скажем, для лечения семи дорогостоящих нозологий препаратов отечественного производства сегодня просто нет. Онкобольные тоже в основном принимают импортные препараты. Одним словом, надо думать.
Наконец, ключевой момент: какой будет оплата страховки? Войдет ли она в тариф, который платят предприятия за своих работников по ОМС, или придется вводить элемент личного страхования? Наконец, какую долю стоимости придется платить человеку в аптеке, тоже вопрос, касающийся всех без исключения.
Пока чиновники держат паузу. Правда, в одном из выступлений замруководителя Росздравнадзора Елена Тельнова заявила, что нынешние льготные категории (это прежде всего инвалиды) по-прежнему будут получать необходимые препараты полностью бесплатно. Каким может быть уровень сооплаты для обычных - нельготных - пациентов, пока можно только предполагать.
Сколько платит пациент
Проблема с финансированием лекарственного обеспечения - проблема всеобщая.
Лекарства дорожают во всем мире. И государства, вкладывающие в лечение граждан бюджетные средства, ищут разные противозатратные механизмы.
Лекарственное страхование, основанное на принципе сооплаты пациентом, помогает более рационально тратить госсредства. Упрощенно говоря, когда пациент хотя бы частично тратится на лекарства сам, он не требует назначать "лишнего".
Германия, Австрия, Великобритания
В этих странах с пациента взимается фиксированная сумма, которая составляет лишь часть стоимости лекарства. Например, в Австрии, покупая любое лекарство, пациент вносит в кассу около трех евро за упаковку.
Эта система хороша тем, что пациенту нет никакого резона "выпрашивать" у врача более дорогой препарат, он даже не задумывается над реальной стоимостью того или иного лекарства, поскольку в любом случае платит одни и те же деньги.
В Германии "взнос" пациента зависит от стоимости препарата и составляет примерно 1,5, 2,5 и 3,5 евро за упаковку - по российским меркам очень дешево. В Англии самый высокий фиксированный платеж - 7 евро за упаковку. При этом для некоторых категорий сохраняется полностью бесплатное лечение. Например, в Англии это пенсионеры, беременные женщины и маленькие дети.
Дания, Франция, Финляндия
Здесь применяется дифференцированная система. Во Франции пациенты оплачивают 35 или 65 процентов стоимости лекарства, а иногда не платят вовсе.
В Дании и Финляндии пропорции иные: 25, 50 процентов, но также есть льготные случаи, освобождающие пациента от сооплаты целиком.
При этом в Финляндии государство возмещает пациенту половину стоимости за вычетом фиксированного платежа, составляющего около 9 евро. Правда, как только общие расходы пациента превысят определенный порог (примерно 550 евро в год), дальнейшее лечение производится бесплатно.
Какой из вариантов будет "прививаться" в России? Вряд ли наши особенности - масштабы страны, удаленные территории, связь с которыми затруднена, дадут возможность делать систему гибкой. Впрочем, минздравсоцразвития предполагает обкатать несколько финансовых схем лекарственного страхования в разных регионах. Эксперимент планировалось начать уже с начала следующего года. Но из-за кризиса сроки сдвинулись. Хотя, как считают в министерстве, всего на несколько месяцев.