Градостроители разворачивают Краснодар лицом к реке Кубань

Проект бульвара рассмотрели на объединенном краевом и городском градостроительном совете.

О том, что Краснодар искони развивался, развернувшись лицом к реке, говорится не один десяток лет. Бульвар, который протянется от администрации края до берега Кубани (между улицами Гимназической и Ленина), - еще одна попытка привязать город к водной артерии, вдоль которой от Дворца спорта "Олимп" до Юбилейного микрорайона лентой протянется реконструированная набережная. Сейчас в городе, по сути, только одна прогулочная улица - Красная. А чтобы сделать столицу Кубани туристическим центром, необходимы кольцевые маршруты с выходом к реке.

- От того, как мы решим проблему с центральными кварталами, зависит, каким станет лицо города, - считает руководитель краевого департамента по архитектуре и градостроительству Юрий Рысин. - Проблемы возникают почти на каждом шагу. Помимо состояния жилого фонда, инфраструктуры, транспортной проблемы, очень важная тема - сохранность исторических памятников.

На реконструируемом участке, ориентировочная площадь которого около девяти гектаров, расположены 10 памятников архитектуры, два из которых - напротив краевой администрации. Кроме того, здесь есть жилые дома, магазины, здания общественного и коммерческого пользования. Как уже подсчитали инвесторы проекта - всего 45 тысяч квадратных метров, из которых к сносу предполагается чуть более половины. В основном сохраняются многоэтажные строения.

- Рассматривались разные варианты проекта, но решили, что надо делать двухуровневую эспланаду - широкую улицу с аллеей посредине, - рассказывает директор проектного института строительной компании-инвестора Семен Галкин. - Второй уровень - бульвар непрерывного движения, без переходов и пересечений другими улицами. На него можно будет подняться с улицы Рашпилевской от здания краевой администрации, пройти к реке и спуститься на Кубано-Набережную. Усредненная ширина бульвара - 60 метров, высота - около пяти с половиной. Мы предлагаем максимально задействовать его на пользу горожан и гостей. На уровне земли сделать заглубленные дворы с малыми архитектурными формами, фонтанами, сувенирными магазинами, предприятиями общественного питания. А в те здания, которые останутся или будут построены, можно зайти с эспланады - сразу на второй-третий этаж. Что касается памятников, то здесь единого рецепта нет, с каждым надо работать индивидуально. Мы постарались вписать их в бульвар.

По проекту, все построенные здания будут нежилыми. Улица должна стать туристической и гостиничной. Но есть одна проблема, характерная для этого района города, - отсутствие автостоянок. Не секрет, что обочины улиц Рашпилевской, Октябрьской, Кирова и Фрунзе давно облюбованы водителями для их "железных коней". Поэтому под эспланадой решено разместить парковку примерно на 1200 мест.

- В следующем году начнем реконструкцию набережной между мостами Поцелуевым и Тургеневским. Город постепенно обретает речной фасад, - рассказывает руководитель департамента архитектуры и градостроительства администрации Краснодара Александр Кузнецов. - Это вторая пешеходная зона, которую с улицей Красной объединит бульвар. Мы оставляем все памятники на месте. Но дело в том, что Екатеринодар - в прошлом город купеческий, и жители украшали только уличные фасады, а дворовые нет. Поэтому надо приводить в порядок и их. Ведь новый бульвар - это коммерческий объект, он должен привлечь туристов.

Инвесторы уже подсчитали затраты - около четырех с половиной миллиардов рублей. Причем большая часть суммы, примерно 2,6 - 2,7 миллиарда, уйдет на отселение владельцев приватизированного и индивидуального жилья. На строительство бульвара планируется потратить 800 миллионов, на инженерную инфраструктуру и благоустройство - один миллиард, на реставрацию и воссоздание памятников - 60 миллионов. По мнению Семена Галкина, на реализацию проекта уйдет порядка 10 лет.

Компетентно

Андрей Дупляк, генеральный директор Краснодарского МУП "Парки. Инвестиции. Туризм":

- Пока бульвар существует только в проекте, а для каждого из трех городских парков - Первомайской рощи, имени Горького (теперь им вернули старые названия - Чистяковская роща и Городской сад) и "Солнечного острова" мы разработали программу развития, куда входит от 60 до 100 мероприятий по благоустройству. Они касаются зеленых насаждений, создания ландшафта, элементов инфраструктуры и декора.

Каждый из них должен иметь свою изюминку. Например, территория Городского сада всего 13 гектаров, здесь прежде всего радует красивый природный ландшафт. Мы его благоустроили, планируем озеленять, чтобы он стал уютным для прогулок. Хотя неприглядных моментов пока хватает. Это прежде всего предприятия общественного питания, не соответствующие современным требованиям. Восемь из них уже закрыты, другие мы тоже будем замещать. Идет работа с двумя инвестиционными проектами по строительству больших красивых кафе. Будем сносить старые хозпостройки. Особая тема - аттракционы, много вопросов по их внешнему виду, техническому состоянию, расстановке по зонам. Сейчас мы занимаемся этой проблемой.

Изюминки "Солнечного острова" - сафари-парк, ледовый каток; мы совершенствуем парк в плане озеленения. Именно на "Солнечном острове" хотим использовать новую платежную систему - карточную, более удобную и прозрачную, чем билетная. Карточки можно пополнять и кататься на аттракционах во всех трех парках.

Первомайская роща будет иметь спортивную направленность. Планируем к началу сезона сделать большой спортивный комплекс - веревочный парк. Между деревьями натянут канатные дорожки, поставят мостики, бревна, сверху сделают страховку. Маршруты продолжительностью минут 20 - 30 будут детскими, семейными, а более сложные - для спортивных людей.

Кроме того, занимаемся воссозданием еще двух парков - Рождественского парка в Юбилейном микрорайоне и Восточно-Кругликовского.