Фреон в жилой отсек пустил человек. Факты, подтверждающие эту версию, обнаружены госкомиссией на атомной подводной лодке "Нерпа".
В системе противопожарной защиты ЛОХ (лодочная объемная химическая) подлодки, в результате несанкционированного запуска которой погибли 20 человек, оказался фреон с примесью ядовитого тетрахлорэтилена.
- Первичный анализ смеси, находившейся в неиспользованных станциях противопожарной защиты, показал, что вместо малотоксичного тетрафтордибромэтана с фреоном был смешан опасный для жизни тетрахлорэтилен, - сказал корреспонденту "РГ" главный инженер Амурского судостроительного завода Александр Меринов. - Токсичное вещество составляло две трети смеси и вместо состава, вызывающего у человека состояние легкого опьянения и от подачи которого смертельных исходов в принципе не могло быть, на людей полился настоящий яд...
Поставщиком смеси является одно из предприятий Санкт-Петербурга, с которым завод работает впервые. Если подтвердится, что фреон был ненадлежащего качества, поставщику будут выставлены претензии.
В свою очередь Геннадий Багин, директор большекаменского предприятия "Восток", где атомную подводную лодку "Нерпа" готовили к ходовым испытаниям, сообщил, что смесь огнегасителя, заправленного в систему ЛОХ, поступила к ним со всеми документами, подтверждающими ее соответствие техническим условиям.
- Перед заправкой мы провели повторную проверку хладона, но это был, разумеется, не полный анализ состава - наша лаборатория лишь подтвердила, что это действительно фреон, - говорит Геннадий Багин.
Однако детальные исследования вылившейся на подводников смеси, выполненные уже после аварии на "Нерпе", показали, что в систему действительно попал не чистый фреон-114.
Ситуацию осложнило и то, что многие люди оказались совершенно не готовы к подобной аварии. По словам Александра Меринова, когда на них полился фреон, обязательной в таких случаях тройной предварительной команды покинуть отсек и включиться в портативные дыхательные аппараты не прозвучало. Вместе с тем, заметил он, экипаж в нештатной ситуации действовал безупречно, а все приказы командира и старпома подлодки были грамотными и своевременными. Да и все гражданские члены сдаточной команды перед этими испытаниями прошли курс и практические занятия по применению средств защиты и носили с собой дыхательные аппараты в обязательном порядке.
Специалисты полагают, что исключить повторение в будущем подобной трагедии сможет только доработка отдельных узлов управления системой пожаротушения.
В частности, по итогам предварительного расследования главный инженер Амурского судостроительного завода предложил ввести блокировку подачи команды включения ЛОХ с местного пульта без разрешения вахтенного механика центрального поста управления (ЦПУ). А после завершения работы следствия испытания субмарины будут продолжены.
Кстати
Как известно, министерство обороны Индии уже обратилось с запросом на Амурский судостроительный завод в отношении продления сроков испытания лодки, которая крайне необходима ВМС этой страны для обучения экипажей. Ожидается, что индусы начнут осваивать собственные подлодки в 2010-2011годах, но к тому времени они должны пройти обучение на взятой в лизинг "Нерпе".
Андрей Войтович, контр-адмирал, заместитель начальника штаба Тихоокеанского флота:
- Система пожаротушения на "Нерпе" оказалась несовершенной. Дело в том, что на этой подлодке, которая выпускается уже много лет, установлено 80 процентов абсолютно нового вооружения. Система пожаротушения впервые автоматизирована и переведена на управление компьютерами. Ни на одной российской подлодке еще такого нет. После этой аварии видно, что новая система по своему тактико-техническому состоянию нуждается в доработке.