Росавиация сможет приостанавливать полеты и даже лишать авиакомпанию сертификата, основываясь на оценке ее финансовой деятельности. Соответствующие поправки в федеральные воздушные правила уже подготовлены, сообщил вчера и. о. заместителя руководителя агентства Олег Клим.
А для того чтобы избежать массовых задержек рейсов, в Росавиации намерены классифицировать компании в зависимости от степени их финансовой надежности.
Высшей категории будет разрешено выполнять международные перевозки без ограничений. Второй категории эксплуатантов будут ограничивать международные перевозки по объему и направлениям. Третьей категории разрешат только выполнение чартерных международных перевозок. А те, кто попадет в четвертую категорию, будут временно не допускаться до международных перевозок из-за низкого качества обслуживания пассажиров. Это касается и безопасности полетов, и задержек рейсов, а также сервиса на борту.
Как отмечают эксперты, международные перевозки являются самыми выгодными и приносят большие прибыли авиакомпаниям. Вторыми по прибыльности являются маршруты между крупными городами, а местные перевозки вообще убыточны.
Пока в Росавиации нет подразделения, которое будет проводить финансовый контроль и экономический анализ авиакомпаний, но к весне ее планируют создать. К летним отпускам в агентстве надеются, что важные для пассажиров изменения в воздушные правила также будут одобрены правительством и согласованы с минюстом.
Как пояснил вчера и.о. заместителя руководителя Федерального агентства воздушного транспорта Олег Клим, Росавиация по новым правилам вправе будет в любое время оценить финансовую деятельность авиакомпании и, основываясь на полученных результатах, приостанавливать действия сертификата или аннулировать его в случае, если перевозчик не выполняет свои обязательства в течение шести месяцев.
Коснутся изменения и самих правил выдачи сертификатов, дополнил глава Росавиации Геннадий Курзенков.
Для того чтобы претендовать на этот документ, компания должна будет выполнить три условия. Во-первых, предоставить план своего стратегического развития на пять лет. Во-вторых, составить бизнес-план не менее чем на три года. И, в-третьих, подтвердить свою жизнестойкость гарантиями финобеспечения - либо открыв депозит, либо получив банковскую гарантию, либо обзаведясь страховым полисом. Это, по мнению специалистов, позволит Рос авиации эффективно вести контроль за финансовыми рисками авиаперевозчиков и оценить потенциальную возможность восстановления в случае кризисных ситуаций, например при массовой отмене рейсов.
А для продления срока действия сертификата, который выдается максимум на два года, авиакомпании придется представлять бизнес-план не менее чем на два года, финансовые гарантии и данные независимой аудиторской проверки. Если же перевозчик захочет внести какие-то изменения в условия эксплуатации, то бизнес-план понадобится на срок не менее чем год, и, конечно же, обязательные гарантии финансового обеспечения.
Руководители Росавиации вчера презентовали свои новации авиаперевозчикам. В принципе авиакомпании не возражали ни против ужесточения сертификации, ни против классификации, но вопрос финансового обеспечения вызвал недовольство. Не секрет, что на данный момент даже у благополучных авиакомпаний нет "лишних" денег для формирования фингарантий. А для открытия депозита необходимо заморозить средства, равные сумме трехмесячного оборота. По словам Олега Клима, это связано с тем, что самая востребованная бронь на билеты у пассажиров - сроком на три месяца. Что касается приблизительной суммы, то, по его словам, если брать показатели "Аэрофлота", то ему понадобится депозит в 20 миллиардов рублей или финансовые гарантии на эту сумму. Однако чиновник пояснил, что требования по финансовому обеспечению к каждой авиакомпании будут индивидуальные - из расчета их годового оборота средств. По словам Олега Клима, одним из выходов из ситуации может стать союз авиа- и страховых компаний по обеспечению этих гарантий. Он позволит не выводить большие объемы средств из оборота перевозчика.