12.12.2008 05:00
    Поделиться

    Юрий Лужков: "Титаник" пагубной самонадеянности экономики США нашел свой айсберг

    Несмотря на финансовый шторм, Россия не на грани кризиса, а на пороге качественно нового развития

    Когда макроэкономика появляется у вас дома, то это всегда серьезно. Если абстрактные и далекие от жизни "в мирное время" биржевые индексы и сырьевые фьючерсы стучатся к вам в офис и пробираются на кухню, то это порождает и страхи в обществе, и множество вопросов о причинах и последствиях мировых финансовых катаклизмов.

    Конечно, нынешний финансово-экономический кризис не подарок. Но Россия способна справиться с неприятностями, вызванными этим кризисом. Чихающие рынки и паникующие инвесторы не должны лишать нас хладнокровия и понимания того, что любой кризис - это всегда еще и возможность сделать шаг вперед и выйти из трудностей окрепшими.

    Экономика нашей страны имеет все основания для дальнейшего роста и усиления. Надо только спокойно разобраться, что именно пошло не так в мировой экономике. В чем главный вызов переживаемого непростого момента? Какие уроки мы можем для себя извлечь и что нужно сделать, чтобы мы вышли из этих осложнений быстрее и лучше, чем остальной мир.

    Титаник однополярного мира

    Вслед за несостоятельностью однополярной мировой политики буквально начала расползаться по швам и однополярность мировой экономики.

    Причиной мирового финансового кризиса является не только обвал крупнейших ипотечных американских компаний, вслед за которыми обвалились крупнейшие американские международные страховые компании и банки. Причина кризиса и в том, что Америка жила не по средствам, имея грандиозный военный бюджет и расходы на формирование демократии по своим образцам в мире.

    В результате в том числе для финансирования всех этих амбиций надувались пузыри на финансовых рынках. За последние годы сформировалась абсолютно неадекватная система производных и сугубо виртуальных финансовых инструментов спекулятивного свойства. Мир чуть не захлебнулся в неконтролируемом потоке этих квазиденег, существующих только на экранах компьютеров. Чуть не захлебнулся в потоке долларов, не обеспеченных реальной экономикой. Теперь эти пузыри лопнули. "Титаник" пагубной самонадеянности экономики США нашел свой айсберг.

    Не часто так бывает, чтобы на наших глазах вот так - в считаные недели - происходит политическое и экономическое обрушение прежней мировой системы и страны, которая хотела быть мировым гегемоном. Всем, включая и многие страны Запада, включая Европу, стало окончательно ясно - Америка всех подставила. И нельзя допустить, чтобы финансовые воротилы, нанеся ущерб мировой экономике в 2 триллиона долларов США, смогли бы даже попытаться сделать это вновь.

    Теперь, чтобы обломки этого колосса на глиняных ногах не погребли под собой всех, мы должны четко представлять, как важно сделать Россию еще более сильной, устойчивой, мощной. Насколько актуальна та долгосрочная стратегия до 2020 года, те задачи модернизации, которые должны обеспечить выход России на качественно новый уровень развития.

    К производству передом, к спекулянтам задом

    Если есть в кризисе позитивное содержание, то оно ровно в том, чтобы многие спустились с небес на землю, начали более реалистично оценивать ситуацию.

    Национальные финансовые резервы и ресурсы слишком долго работали где угодно и на кого угодно, но только не внутри страны и не на реального производителя. Деньги, которые последние годы занимали на Западе наши бизнесмены, слишком часто шли не на развитие и модернизацию производства, а на спекулятивные операции. Отечественные банки увлеклись работой в качестве трубы для перекачки в российскую экономику дешевых западных денег, с извлечением из этой нехитрой операции немалой прибыли.

    Теперь, когда лавочка закрылась, для многих ушат холодной воды за пазуху весьма полезен и своевременен. Но и для реального сектора экономики, для бизнеса, который действительно занимался в последние годы производством, модернизацией инфраструктуры и долгосрочным экономическим развитием, нынешняя ситуация является крайне тяжелой. А действия минфина и Центробанка, которые повышают сегодня процентные ставки, приводят к дополнительной нагрузке на реальный сектор. Когда производственники реально могут занять деньги только под 20-30 процентов, то только сверхрентабельные проекты смогут вернуть и банковские проценты, и сам кредит. Основная масса производств оказывается в ловушке - или лезть в безвыходную кредитную кабалу, или ложиться помирать сразу.

    Самое важное, что сегодня произошло, - национальные резервы вернулись, пришли в российскую банковскую систему. Пусть это случилось в результате государственных антикризисных мер, но это состоялось. Российские деньги оказались в российских банках. Но теперь задача в том, чтобы деньги эти были доступны и дошли туда, где есть производство и трудятся люди. В этом залог того, что финансовый кризис не перерастет в экономический и не будет иметь существенных социальных последствий.

    Государство, принимая, по сути, правильные решения о поддержке банков и предотвращении паники среди финансистов, все-таки излишне понадеялось, что они без подсказки направят резервы на кредитование реального сектора, крупных промышленных, инфраструктурных, строительных компаний. Значит, необходимо "дружеское" и настоятельное принуждение банков к кредитованию реального сектора. Иначе получится, что ликвидность финансовой системы повысили, проблемы банков расшили, а главный тромб денежной недостаточности производства никуда не делся.

    И экономика, и банки должны получить четкий сигнал, что внутренние источники средств и резервы, а не внешние займы и ресурсы мировых рынков, будут теперь рассматриваться как основной мотор стабилизации на ближайший период. Соответствующая экономическая политика должна проводиться и как антикризисная, и как стабильная и долгосрочная.

    Нынешний кризис означает для нас конец сугубо экспортно ориентированной экономики. Рост последних лет был восстановительным, и его возможности в основном исчерпаны. Мы объективно перешагнули рубеж, когда система производительных сил еще советского периода или устарела, или работает на производство неконкурентоспособной продукции. Нужно создание принципиально новых производств, расширение производственного потенциала и инфраструктурной обеспеченности страны.

    Новая финансовая и кредитная политика должна быть подчинена решению именно этих задач. И тогда Россия сможет выйти из передряг мирового финансового кризиса быстрее и эффективнее, чем остальной мир, а также с большим потенциалом дальнейшего роста.

    Московская ответственность

    Роль и ответственность регионов за минимизацию и преодоление последствий финансовой нестабильности сегодня серьезно возрастают.

    Москва благодаря работе москвичей развивалась в последние годы уверенно и успешно. Нами накоплены достаточно серьезные ресурсы для устойчивости городской экономики, для того, чтобы отразить прямую угрозу финансового кризиса. Самое главное для нас - воспрепятствовать тому, чтобы финансовый кризис отразился на реальном секторе экономики. И для того чтобы этого не допустить, у нас есть возможности.

    Доходам бюджетников и пенсионеров ничего не угрожает. Средняя заработная плата москвичей сегодня составляет 34 тысячи рублей, и она будет расти в ближайшие три года запланированными темпами до средних показателей 45 тысяч рублей. С декабря нынешнего года правительство Москвы увеличило пенсии москвичам и выполнило свое обещание довести минимальные пенсии в Москве к концу года до полутора прожиточных минимумов. В 2009 году минимальная пенсия вырастет до двух прожиточных минимумов. Городской бюджет будет исполнен в этом году с профицитом. Это позволит войти в начало следующего года с дополнительными средствами и профинансировать в этот непростой период все социальные программы.

    Сформирован фонд непредвиденных расходов на реализацию антикризисных мероприятий, поддержку социально значимых предприятий и отраслей. Несмотря на некоторое сокращение общей суммы расходов бюджета на следующий год, сохранены средства на поддержку промышленности, предприятий малого бизнеса, развитие энергетической и транспортной инфраструктуры. Сохранены объемы жилищного строительства по социальным программам. Строительство дорог и детских садов также не остановится ни на минуту.

    Там, где Москве это выгодно, будем расширять и практику выкупа жилья у застройщиков, с последующей передачей приобретенных городом квартир для очередников и других социальных задач. Все эти решения уже давно запланированы, обеспечены бюджетными средствами и реализуются вне зависимости от ситуации на финансовых рынках. Другое дело, что в нынешней непростой ситуации они дополнительно помогут строителям пережить трудные времена и не заморозить развитие территорий и стройки на ближайшие годы.

    Строительство - пример того, что для устойчивости регионального бюджета, для развития социальных программ и для стабильности на рынке труда Москве сегодня принципиально важно не допустить, чтобы в результате кризиса пострадали стратегические для территории отрасли и предприятия. Ведь они формируют основную часть поступлений в бюджет, базис развития городской экономики и социальной политики.

    Там, где нужно будет под держать наш реальный сектор, мы будем действовать быстро, решительно и системно. Для этого в городе создана специальная комиссия по финансовому мониторингу. Арсенал тех мер, которые мы уже планируем и будем осуществлять, достаточно широк. Он включает выдачу субсидий, продление ранее выданных кредитов, а также в случае необходимости и выкуп акций отдельных предприятий. Речь здесь идет и о промышленных предприятиях, и о строительных организациях, и о сельхозпроизводителях. Последнее крайне важно для обеспечения продовольственной безопасности Москвы, снижения зависимости города от импортного продовольствия и сдерживания потребительских цен.

    Правительство Москвы уже сейчас включило режим экономии расходов. В первую очередь это относится к малопродуктивным и непроизводственным секторам. Резко усиливается контроль за расходованием бюджетных средств в результате конкурсов и аукционов. Будут также сокращаться расходы на управление. Все эти действия - не только наша реакция на кризисные явления. Это стимул для того, чтобы рационализировать наше городское хозяйство. Мы собираемся получить экономию в миллиарды рублей.

    Любые меры будут применяться нами только при условии учета интересов города, развития экономики Москвы и, главное, интересов простых москвичей. Ответственный бизнес и реальный производитель, те предприятия Москвы, которые вносят реальный вклад в экономическое развитие города, получат нашу поддержку. А москвичам она вернется сторицей, сохранением устойчивого экономического роста и уровня жизни, полноценностью социальных программ и стабильностью на рынке труда.

    Однако нам сегодня крайне необходимы и дополнительные инструменты поддержки экономики. Москва уже давно ставит вопрос о пересмотре норм Бюджетного кодекса, которые сегодня связывают "кредитные руки" региональных властей, создают искусственные препятствия для столь необходимого нам сегодня расширения практики бюджетных кредитов и госгарантий, включая поддержку малого бизнеса.

    Принятые государством решения по снижению налогов крайне важны, однако в условиях следующего года их может оказаться недостаточно для того, чтобы сохранить стабильность на производствах и дать выжить бизнесу. Поэтому необходимо уже сейчас готовить решения по введению предприятиям отсрочек по налоговым платежам в течение следующего года. А также выстроить четкую систему предоставления налоговых кредитов на ближайшие год-два для тех субъектов экономики, которые работают в инновационной сфере, в сфере реализации приоритетных инфраструктурных проектов, обладают системообразующим или градообразующим статусом, концентрируют высококвалифицированные кадры или несут наибольшую нагрузку в плане обеспечения занятости населения.

    Защита инициативы предпринимателей и труда

    Наши меры социальной поддержки и экономической помощи реальному сектору являются необходимым минимумом антикризисных действий. Сверх того сегодня и на городском, и на общегосударственном уровне нужно принять целый ряд дополнительных решений по защите национальной экономики, рынка труда, сохранению и увеличению экономического потенциала для долгосрочного устойчивого развития.

    Наибольшие опасения с точки зрения социальных последствий кризиса вызывает, конечно, ситуация на рынке труда. Однако в отличие от регионов с моноэкономикой у нас есть все возможности сохранять в городе рабочие места и уровень занятости. Безработица в Москве всегда находилась практически на нулевом уровне (0,5 процента), и никаких опасных тенденций на емком столичном рынке труда мы не допустим.

    Некоторые сектора столичной экономики, особенно связанные с финансовыми рынками и их обслуживанием, сегодня испытывают проблемы, и здесь возможны пусть и временные, но сокращения занятости. Мы понимаем эту ситуацию, и все необходимые меры для смягчения положения москвичей и недопущения роста безработицы будут приняты.

    Город готов к принятию на работу в городские организации уволенных работников, занятых в частном секторе. Такие возможности есть и в промышленности (в частности, в строительстве), и по финансовым, управленческим, юридическим специальностям, работе в сфере государственных услуг. Одновременно будут использованы все возможности по расширению временной занятости, организации общественных работ, реализации программ переобучения/переквалификации и профессиональной переподготовки. Правительство Москвы готово и к сотрудничеству с рекрутинговыми агентствами, другими участниками рынка трудоустройства. Сегодня настало время сформировать единую городскую базу вакансий на рынке труда, включая и частный сектор, и возможности городской системы службы занятости.

    В Москве работают порядка 215 тысяч малых предприятий, почти 135 тысяч индивидуальных предпринимателей. Количество занятых в малом бизнесе превышает 2 миллиона человек, а с учетом членов семей с малым бизнесом, так или иначе, связано большинство жителей столицы. По сути дела, для Москвы реальностью уже сегодняшнего дня является ситуация, когда "средний класс" достиг 50 процентов численности населения столицы. Это лишний раз подчеркивает, что для Москвы особенно актуальна задача защиты среднего класса и формирования именно для средних слоев дополнительных возможностей экономической устойчивости и самореализации. Важнейшая задача - расширение возможностей не только для развития существующего малого бизнеса, но и для тех, кто впервые собирается открыть свое дело, кто решится на это именно сейчас в условиях финансовой нестабильности и сложной ситуации на рынке труда.

    В Москве уже активно работает Фонд содействия кредитованию малого бизнеса. Мы выдали предпринимателям около 1500 гарантий на сумму свыше 5 миллиардов рублей для получения кредитов в банках. Поток обращений растет, и деятельность фонда мы в следующем году расширим. Заработала и городская система микрокредитования. Специально созданное столичное агентство уже выдает беззалоговые кредиты на сумму до 350 тысяч рублей на срок до двух лет.

    Кроме того, в нынешних непростых условиях крайне важно обеспечить малому бизнесу возможность сохранить свою нишу в сфере госзаказа. Федеральное законодательство предусматривает, что мы можем распределять на специальных торгах для малого бизнеса часть общего объема заказов. При этом максимальная цена лота при покупке товаров должна составлять 3 миллиона рублей, а при покупке услуг - 2 миллиона рублей. Но такие лимиты очень низкие. По ремонтным работам, по услугам по поставке оборудования стоимость лотов, как правило, начинается от 5-7 миллионов и более.

    Интерес для малых предпринимателей претендовать на такие виды работ очевиден. Поэтому нужно срочно внести поправки в федеральный закон и поднять размер максимального лота на спецторгах для малого бизнеса. Кроме того, и законодательно, и на практике будем всячески стимулировать кооперацию, создание консорциумов малых и средних производственных предприятий для исполнения крупных контрактов.

    Помимо доступа к кредиту и горзаказу самый важный вопрос для малого бизнеса - это доступность помещений, инфраструктуры. Для малого бизнеса Москва уже снизила до минимума арендные ставки. На 2009 год для всех арендаторов офисов в зданиях, принадлежащих городу, ставка аренды квадратного метра составит вместе с НДС около 1300 рублей. Сейчас город начинает дополнительно выкупать на вторичном рынке нежилые помещения, чтобы целевым образом передавать их в аренду на льготных условиях именно малым предпринимателям.

    Правда, Федеральный закон "О защите конкуренции" лишает субъекты РФ права на внеконкурсное предоставление помещений, а предпринимателей - права на перезаключение арендных договоров на новый срок. Социально ориентированный бизнес не может на равных условиях с крупным или сетевым бизнесом участвовать в аукционных торгах, а у городских властей сужаются возможности адресно поддерживать льготами наших малых предпринимателей.

    Получается, что малый бизнес, при том что многие давно арендуют эти помещения и много вложили в них, отремонтировали, должен теперь пойти на открытый конкурс без каких-либо льгот. А рядом уже пасется и облизывается рейдер, который выкупит эти помещения и потом пересдаст их втридорога.

    Непродуманные новации федерального законодательства нужно пересмотреть и уж по меньшей мере позволить малым предприятиям до полного восстановления финансовой системы и экономики страны занимать нынешние помещения на прежних условиях.

    Наши рабочие места

    Нашей экономике нужны новые, профессиональные, хорошо подготовленные трудовые кадры. Столица готова будет принять на временную работу таких рабочих из других регионов страны, где в сегодняшних непростых условиях трудовые кадры будут высвобождаться. Мы не собираемся останавливать и наши программы межрегионального сотрудничества, переноса части производств из Москвы в другие субъекты Федерации. Это позволит во многих случаях создать новые рабочие места в регионах и поддержать наших соседей.

    Главным условием, которое сегодня создает нам дополнительные возможности межрегионального сотрудничества на рынке труда, а также сохранения стабильной ситуации с занятостью во многих секторах экономики в столице, является абсолютно верное решение о сокращении на 50 процентов квот на привлечение иностранной рабочей силы.

    Председатель правительства России Владимир Владимирович Путин четко дал понять, что нет сегодня для нас задачи важнее, чем защитить свои рабочие места. Решение об ограничении квот, которое сейчас принято, является здесь только первым шагом. Отталкиваясь от него, нужно уже в следующем году серьезно изменить и усовершенствовать всю нашу миграционную политику.

    Цель миграционной политики не в том, чтобы подсесть на иглу заемных кадров и трудовых ресурсов и потом тихо на ней помереть как суверенное государство. Это не входит в наши национальные интересы.

    У нас сегодня не только самое либеральное в мире миграционное законодательство, но и неправильно выстроено управление трудовой миграцией. Безвизовый режим пересечения границы и уведомительный порядок появления мигранта на нашей территории делают из нашего рынка труда "черную дыру". Происходит это потому, что квоты никого ни к чему не обязывают и разрешение на работу выдается не работодателю, а самому мигранту и без всякой четкой привязки этого разрешения к конкретному рабочему месту на конкретном производстве.

    Например, ФМС выдает в Москве 500 тысяч разрешений на работу, но официально устраиваются на нее не более половины. Спрашивается, где остальные и чем они заняты? Остальные, значит, либо работают нелегально, либо вовсе не работают, то есть в городе постоянно пребывает большое число активных, но ничем не занятых людей. Нет ли тут взаимосвязи, например, с тем, что по сводкам правоохранительных органов до 40 процентов преступлений от общего их числа, совершаемых в городе приезжими, приходится на мигрантов?

    Много проблем и в "экономике миграции", а сегодня они становятся тем более вопиющими. По данным Всемирного банка, увеличение иностранных работников в какой-либо стране на 0,5 процента уменьшает заработную плату по стране на 1 процент. Для мигрантов работодатели, как правило, создают рабочие места с заниженной оплатой труда. Теневая занятость лишает добросовестный, легальный и честный бизнес конкурентных возможностей, а отечественных работников фактически может ставить в ситуацию своеобразного рэкета на рынке - искусственная безработица или согласие на менее выгодные условия труда. "Импорт кадров" разрушает и национальную систему профессиональной подготовки по соответствующим специальностям. Этот порочный круг рано или поздно может превратиться в мертвую петлю на шее нашей экономики и возможностей ее устойчивого развития.

    Поэтому нам сегодня необходимо кардинально изменить сам порядок привлечения трудовых мигрантов на наш рынок труда. Разрешение на работу нужно выдавать не иностранному работнику, а работодателю, т.е. предприятию, а сама квота должна быть предметом соглашения трехсторонней комиссии социального партнерства. С учетом ответственности работодателей и профсоюзов механизм определения квот станет эффективнее. Квота может быть предоставлена только под гарантии и условия, обеспечивающие нормальное пребывание мигрантов, - жилищные условия, прозрачные зарплаты и трудовые отношения, социальное и медицинское обслуживание.

    Бизнесу, делающему заявки на привлечение мигрантов, необходимо устанавливать соответствующие платежи за использование миграционных квот. Причем устанавливать размер этих отчислений следует на таком уровне, которые побуждали бы бизнес готовить свои кадры и постепенно снижать потребность и желание привлекать иностранные трудовые ресурсы.

    Сразу сократится и необоснованное привлечение иностранных рабочих, поскольку оно станет экономически невыгодным. Ведь привлечение иностранного работника средней квалификации с учетом цены квоты обойдется работодателю дороже стоимости привлечения отечественного специалиста такой же квалификации.

    Кроме того, деньги, полученные бюджетом за привлечение иностранной рабочей силы, мы сможем потратить и на восстановление и развитие профессионального образования, и на межрегиональное перераспределение трудовых ресурсов.

    * * * * *

    Нынешняя сложная ситуации в мировой экономике дает нам шанс.

    Шанс по-новому посмотреть на многие вопросы в нашем экономическом развитии и в нашей социально-экономической политике.

    Шанс принять решения по многим проблемам, до которых раньше не доходили руки, или они казались второстепенными в период экономического штиля.

    А для кого-то шанс еще раз взглянуть на себя, на свою работу, на свои перспективы. Быть может, начать свое дело. Быть может, получить новое образование и квалификацию. Увидеть новые приоритеты и ценности. Сделать новый рывок.

    Всеми этими возможностями сегодня нужно воспользоваться. При условии ответственности власти и солидарности общества. И тогда мы ясно увидим, что, несмотря на финансовый шторм, у России есть все возможности вырулить из ситуации без больших проблем.

    Поделиться