12.12.2008 04:00
Поделиться

Германия и Великобритания разругались из-за мер по преодолению кризиса

В четверг в Брюсселе открылся двухдневный саммит Евросоюза. Его организаторы поставили перед собой амбициозную задачу - невзирая на существующие между 27 странами ЕС противоречия, договориться по трем ключевым вопросам повестки дня. Речь идет о стабилизации экономики, климатических изменениях и судьбе Лиссабонского договора.

Несмотря на благие пожелания, европейская встреча в верхах началась с конфуза. Премьер Польши Дональд Туск, который должен был принять участие в саммите, не смог вовремя вылететь в бельгийскую столицу из-за технической неисправности самолета компании "Брасселс эйрлайнз". Дело в том, что глава правительства с недавних пор предпочитает путешествовать регулярными рейсами, выполняя свое обещание о сокращении затрат на обслуживание польских руководителей. Менее экономный президент Лех Качиньский отправился в Брюссель на правительственном самолете Ту-154М - так выходит дороже, но зато в срок.

Финансовая тема чаще других возникала в связи с европейским саммитом. Бельгийские газеты скрупулезно подсчитали, во сколько обойдутся расходы по организации такой встречи. По данным издания "Либр Бельжик", общая сумма затрат составит 1,3 миллиона евро. Ее разделят между собой председательствующая в ЕС Франция и Совет ЕС, в здании которого традиционно проходят встречи в верхах.

В сложившихся условиях неудивительно, что главным вопросом саммита стала стабилизация экономики. Суть предложений заключалась в том, чтобы за счет национальных бюджетов обеспечить "вливание" в экономики 27 стран ЕС около 200 миллиардов евро. Однако всего за несколько часов до открытия саммита этот план оказался под угрозой срыва.

Как стало известно, между двумя представителями единой Европы - Великобританией и Германией - возник раскол по поводу мер, направленных на преодоление экономического кризиса. Министр финансов Германии Пеер Штайнбрюк назвал финансовую политику британского правительства "глупым кейнсианством" и "разбрасыванием миллиардов". Ответная реакция Лондона не заставила себя ждать. Министр по делам детей, школ и семьи Эд Боллз заявил, что эффективность экономического курса Германии подорвана "внутренней политикой". "Как только Германия решит свои домашние проблемы, она присоединится к нам", - пояснил Боллз, который является ближайшим соратником британского премьера Гордона Брауна. Наблюдатели опасаются, что эта словесная перепалка между Лондоном и Берлином рискует подорвать усилия Еврокомиссии по выработке единого плана спасения европейских экономик.

Другим вопросом, который обсудили участники саммита, стал так называемый "план 20-20-20", касающийся экологии. Он предусматривает, что к 2020 году страны ЕС на 20 процентов снизят выбросы двуокиси углерода, а 20 процентов от всей потребляемой энергии составит энергия, получаемая из возобновляемых источников. Эта инициатива также не была воспринята на "ура" всеми сторонами. В обстановке экономического спада некоторые из стран ЕС - прежде всего Италия и Польша - опасались, что принятие плана приведет к сокращению рабочих мест.

Между тем

Что касается судьбы Лиссабонского договора, то здесь явно наметился прорыв - Ирландия готова провести в 2009 году повторный референдум по его ратификации. Взамен лидеры ЕС скорее всего пойдут навстречу Дублину и временно сохранят за Ирландией одно из кресел в Еврокомиссии.