15.12.2008 03:00
    Поделиться

    В Москве во второй раз вручена "Премия Кандинского"

    Церемония награждения лучших современных художников года состоялась на "Винзаводе". Дополнительные инсталляции, полнометражный фильм, лекция создателя философского концепта "постистории" - все было подправлено околотеатральной ретушью и сдобрено авторскими максимами.

    Главную премию "Проект года" получил художник Алексей Беляев-Гинтовт за свои работы "Родина-Дочь" и "Братья и сестры". "Молодым художником года" названа Диана Мачулина, автор художественной композиции "Труд". Победителя в этой номинации ожидает трехмесячная стажировка во Флоренции. Звания же лучшего "Медиа-арт проекта года" была удостоена работа "Установка мобильной агитации" группы ПГ.

    Насколько современное своевременно, за ответом ходить далеко не надо, стоило лишь взглянуть на гостей церемонии. Писатель, публицист, доцент Института философии Мюнстерского университета Борис Гройс, спровоцировавший десять лет назад на конференции в Бремене диспут "о конце истории". Братья Гао - китайские скульпторы, фотографы, перформаторы, особенно прославившиеся снимками обнимающихся людей. Еще одни братья - англичане Чепмены, Джейк и Динос, воспитанные на изящных ужасах книг Лавкрафта, проповедующие, тем не менее, грубые метаморфозы человеческой плоти - с гиньольными подробностями, с червями и костями.

    Представители разных поколений и эстетических взглядов, верящие кто в анахронизм любых выразительных систем, кто во всеобщую преемственность, цитирующие кто Екклесиаста, кто Олега Кулика, по совместительству все эти люди - теоретики искусства.

    Саккумулированная "Кандинским" в этом году вся эта братия в целом, не сбиваясь на сентенции, четко, с упорством даже, в речах своих и действах подхватывает главное условие современного творчества: его открытость. Если не падать от их проделок в обморок и не срываться на негодующий интеллигентский визг, придется признать: свой стиль, свой язык они ищут не в словарях, которыми не пользуются даже при явных неполадках с орфографией (что заметили многие), а на улицах, на дорогах, в закоулках памяти.

    Каждый из участников "Кандинского" в принципе - идеальный художник в том смысле, что никто из них не признает никаких форм художественного или идеологического лицемерия. И на этой наивно-идеалистической почве, наверное, и произрастает главная их проблема. Затаиться бы им, пластичным и ищущим, хоть на мгновение, в уединенной аскетической внутренней лаборатории, сосредоточившись на своем. Но лукавый мир того самого перформанса, сладкоголосого поп-арта, мишура новых форматов, в том числе и выставочных, соблазняют возможностями новоявленных форм и ходов, так и хочется примерять на себя новые и новые одежки. И вот она "постистория". Эти люди олицетворяют собой дух времени, но не могут его хоть сколько-нибудь зафиксировать. Они нигде не хотят останавливаться, даже в счастье.

    Поделиться