Право получить госзаказ, предусматривающий предоставление дотаций на перевозку пассажиров из Москвы и Санкт-Петербурга на Дальний Восток, авиакомпаниям придется завоевывать на конкурсах.
Как уточнил вчера журналистам министр транспорта Игорь Левитин, пока механизм субсидирования "не покинул стен минтранса". Однако в ближайшее время он будет представлен в правительство.
В федеральном бюджете уже заложены средства на дотации перевозок. В 2009 году планируется выделить на это 2,5 миллиарда рублей, а в 2010-м - 5 миллиардов. Но пока не уточнено, как их будут предоставлять. Хотя губернаторам и поручили определиться, кому будут предоставлять субсидии, но предложения с мест пришли очень разные. Поэтому минтранс и разработал единый порядок их предоставления.
По словам министра, порядок аналогичен с дотациями на плацкартные перевозки по железной дороге. То есть пассажир по утверждаемой Федеральной службой по тарифам стоимости покупает авиабилет в эконом-классе, а государство потом рассчитывается с перевозчиком за расходы по перевозке. Допустим, если билет будет стоить более 20 тысяч, а ФСТ определит цену перелета для пассажира в 15 тысяч рублей, то 5 тысяч будет дотировать государство, пояснил Игорь Левитин. Причем каждый желающий, например, учитель, студент смогут просто купить в кассе билет, не доказывая документами, что они принадлежат к социальной группе, которой положены дотации. А для развития внутренних региональных авиаперевозок должны поработать губернаторы, заметил Игорь Левитин. А государство возьмет на себя поддержание местных аэродромов.
Что касается международных линий, то права летать на них могут лишиться те российские авиакомпании, которые пытаются заработать на перепродаже своих рейсов иностранцам. Об этом говорится в недавнем сообщении минтранса.
Таким образом, министерство намерено защитить отечественный авиарынок от неконтролируемого прихода иностранных компаний и сохранить равновесие в международном воздушном пространстве.
В противном случае, считают в минтрансе, деятельность посредников "приведет к фактическому росту удельного веса перевозок зарубежными авиакомпаниями", то есть приходу на наш рынок "чужих" перевозчиков в обход межгосударственных соглашений.
По новому порядку перевозчик, который не использует маршрут два сезона, будет его лишаться. А право летать в другое государство передадут более добросовестному эксплуатанту. В минтрансе "РГ" особо подчеркнули, что эта дисциплинарная мера не затронет интересов иностранных компаний, летающих в рамках межгосударственных соглашений.
Тем временем Федеральная антимонопольная служба предлагает провести модернизацию системы "компенсационных" платежей иностранных авиакомпаний, уплачиваемых за пролет над сибирской территорией России. В ФАС считают, что получение "роялти" единственной компанией - "Аэрофлотом" - нарушает условия конкуренции.
Впрочем, недавно замруководителя Росавиации Владимир Черток напомнил, что "Аэрофлот" - это только адресат для перечисления денег, которые идут на нужды федеральных ведомств, в частности на аэронавигационное обслуживание этих маршрутов. Цена вопроса - около 200 миллионов "пролетных" долларов в год.
История сибирских сборов началась в 1970 году, когда руководство СССР разрешило иностранным авиакомпаниям летать над Сибирью с возможностью дозаправки в Москве, потребовав за это компенсацию "Аэрофлоту" как национальному авиаперевозчику. Иностранцы согласились, так как сибирский маршрут экономил 8 часов. Появление у иностранных конкурентов дальнемагистральных беспосадочных самолетов в начале 1980-х годов потеснило "Аэрофлот", снизив коммерческую загрузку его рейсов из Европы в Москву на 6 процентов, а из Москвы в страны Юго-Восточной Азии - более чем на 10 процентов. С середины 1980-х годов иностранные компании платят за право перелета независимо от того, требуется им посадка или нет. Срок договоренности о "роялти" истекает в 2013 году.