Похоронный бизнес в нашей стране цивилизованным назвать трудно. За каждого покойника бьются конкурирующие между собой ритуальные конторы. Законодательство закрепляет преимущество за муниципальными предприятиями. Частные фирмы настаивают, что это создает ограничения для свободного бизнеса. Спор привлек внимание Федеральной антимонопольной службы (ФАС). Дополнительный интерес вызвали у ведомства и частные кладбища.
В России похоронные услуги ежегодно приносят миллиардные доходы. С Нового года власти обещают увеличить социальное пособие на погребение до 4 тысяч рублей (сейчас тысяча рублей). Между тем специалисты утверждают, что даже скромные похороны в Москве обходятся в 25 тысяч рублей. В глубинке - 7 тысяч рублей.
Фактически контроль за похоронной отраслью на сегодняшний день не закреплен ни за одним министерством. Все функции переданы муниципалитетам.
Однако внимание ФАС пока привлекли вовсе не расценки, а вопросы конкуренции. Частные похоронные конторы сегодня существуют на птичьих правах, поскольку не имеют свободного доступа к кладбищенской земле, которая находится в долгосрочной аренде муниципальных предприятий. Представители бизнеса считают, что подобная схема ведет к монополизму на рынке со всеми вытекающими отсюда неприятностями вроде роста цен и падения качества этих и так довольно специфичных услуг.
Противоречий в законе немало. На совещании в ФАС, посвященном развитию конкуренции на рынке похоронных услуг, представители частных ритуальных агентств из регионов приводили примеры ущемления их прав, ссылаясь на решение Высшего арбитражного суда, который этой осенью создал прецедент, выдав фактически право на похороны частной ритуальной службы Красноярска. Однако для бизнесменов воз и ныне там. Представители МУПов в один голос заявляют, что без изменений в законодательстве решение суда им не указ, и по-прежнему закрывают доступ частникам на кладбища.
Коллизия возникла из-за того, что до сих пор в силе инструкция о порядке содержания кладбищ 1979 года, которая относит кладбища к ведению муниципальных учреждений. Президент союза похоронных организаций и крематориев напрямую высказывается о том, что эта "деликатная" сфера должна быть именно прерогативой МУПов. "Зачем привязывать эту отрасль к рынку? - удивляется Павел Кодыш. - В первую очередь за нее должно отвечать государство".
"По тарифам нашего предприятия похороны стоят 2609 рублей. Пенсионный фонд возмещает 1300 рублей.То есть предприятие фактически за свой счет производит захоронение безродных пенсионеров, - говорит представитель томского МУПа "Комбинат спецобслуживания" Елена Гарус. - У частных предприятий стоимость услуг в среднем 4 тысячи рублей. При этом частники не заботятся о состоянии кладбищ, не убирают мусор, портят соседние захоронения". Кроме того, по словам Елены Гарус, с одной стороны, органы государство и органы местного самоуправления устанавливают фиксированные цены для специализированных служб по вопросам похоронного дела, с другой - практически не финансируют содержание кладбищ. При этом МУПы вовсе не отказываются от конкуренции. А даже, напротив, приветствуют ее, но до ворот кладбища. Впрочем, такая тяга к "убыточным" погостам вполне объяснима. Например, не секрет, что в той же столице места на престижных кладбищах стоят от 60 тысяч рублей. О прибыльности этого бизнеса говорит и тот факт, что в Томске уже несколько лет существуют два частных кладбища. Кстати, возглавлявший совещание начальник управления контроля социальной сферы и торговли ФАС Тимофей Нижегородцев тут же усомнился в законности их существования.
Что касается конкуренции, то пока антимонопольщики не пришли к единому мнению. По всей видимости, в ближайшее время при ФАС будет создан совещательный орган, в состав которого войдут все участники ритуального рынка.