Новости

16.12.2008 04:00
Рубрика: Власть

Потрясений не ожидается

От кризиса экономику Сахалина и Курил страхует "подушка безопасности"

Нефтяной регион на востоке России - Сахалинская область - собирается с силами, чтобы пережить мировой финансовый кризис. О том, какие меры предпринимают власти, чтобы смягчить его последствия для населения, "Российской газете" рассказывает губернатор Александр Хорошавин.

Российская газета: Скоро Новый год, и по традиции люди пытаются немного заглянуть вперед. Александр Вадимович, учитывая непростую экономическую ситуацию в мире, по вашему мнению, чего ожидать в 2009 году жителям Сахалинской области?

Александр Хорошавин: В первую очередь я хотел бы поздравить всех читателей "Российской газеты", а также коллектив редакции с наступающими праздниками - Новым годом и Рождеством Христовым! Желаю вам крепкого здоровья, счастья и благополучия в 2009 году. А журналистам - содержательных и актуальных публикаций, интересных героев и творческих находок.

Теперь что касается вашего вопроса. Предстоящий год не обещает быть легким или беспроблемным. Но и потрясений никаких не будет. Ни в социальной сфере, ни в коммуналке, ни в промышленности. На рынке труда нам видится стабильная ситуация. Текущее состояние дел и перспективные прогнозы это подтверждают.

У нас сейчас один из самых низких показателей по безработице как среди регионов Дальнего Востока, так и в целом по стране. Количество вакансий значительно превышает количество нетрудоустроенных. Все наши проекты, которые имеют огромное значение для всей экономики, особенно те, которые в стадии реализации, будут воплощены в жизнь. Хотя полностью бесследно кризис для области пройти не может.

РГ: Сейчас многие аналитики и эксперты затрудняются назвать готовые рецепты для преодоления негативных явлений в экономике. Есть ли у вас представление о том, в каком направлении будет развиваться островная экономика в ближайший год?

Хорошавин: Особое внимание мы будем уделять нашим конкурентным преимуществам. Да, у нас сырьевая экономика. Только-только стали появляться перерабатывающие отрасли. Поэтому мы будем сохранять и развивать наши традиционные базовые отрасли, параллельно создавая условия для внедрения инновационных технологий. Прежде всего я говорю о нефтегазовой, рыбной, строительной, лесной отраслях, а также об энергетике. Мы должны использовать все возможности, чтобы после окончания кризиса стали сильнее и гораздо увереннее в своих действиях.

Напомню, что в последнее время экономика Сахалинской области совершила значительный рывок. В ходе реализации шельфовых проектов мы получили развитую строительную, а вместе с ней и сервисные отрасли. А это, в свою очередь, позволило нам начать решать основные инфраструктурные задачи. В экономике - это модернизация и обустройство магистральных автодорог, портовых и причальных сооружений в Невельске и на Курилах, перевод на газ Южно-Сахалинской ТЭЦ-1. Не оставим без внимания программы по строительству жилья, развитию сельского хозяйства и рыболовства, и ряд других.

В социальной сфере - это ремонт и переоборудование средних школ и других учебных заведений, поликлиник и районных больниц. Как видите, мы будем прилагать усилия по реализации социальных проектов, не говоря уже о мерах по социальной поддержке наиболее нуждающихся людей. Из сегодняшней экономической ситуации мы должны выйти с еще более диверсифицированной экономикой. Для этого мы, например, намерены развивать наукоемкие производства в сфере переработки аквакультур и газохимии.

РГ: Александр Вадимович, во многих регионах создаются антикризисные штабы для преодоления негативных последствий. Какие шаги в этом направлении предпринимает администрация Сахалинской области?

Хорошавин: У нас создана аналогичная рабочая группа. По моему распоряжению в ее состав входят не только работники органов исполнительной власти, но и областные депутаты, бизнесмены и представители экспертного сообщества. Мы еще раз проанализировали наши инвестиционные программы, а также Стратегию социально-экономического развития Сахалинской области до 2020 года. С тем чтобы оптимизировать наши расходы и, насколько возможно, минимизировать негативные последствия. В бюджет заложены значительные резервные средства - 5 млрд рублей. Это так называемая подушка безопасности. На недавней встрече с главами муниципальных образований я потребовал, чтобы подобные "подушки безопасности" были созданы и в районах.

Под пристальным вниманием сегодня стратегия социально-экономического развития Сахалинской области до 2020 года. При всей неизменности поставленных в ней целей мы должны подвергнуть тщательному анализу ее финансовую сторону. Задача, которую я ставлю перед органами исполнительной власти Сахалинской области, - это внимательнейшим образом оценить все новые риски, проложить безопасный маршрут к заявленным нами целям.

Мы разрабатываем дополнительные меры по поддержке внутреннего спроса на трудовые ресурсы для оптимального регулирования рынка труда - ведем постоянный мониторинг занятости. Особое внимание уделяем мерам социальной поддержки наименее обеспеченных слоев населения. Сейчас мы смотрим, какую сумму средств необходимо выделить на эти цели. Внимательно отслеживаем и анализируем ситуацию, чтобы выяснить, в каких секторах сахалинской экономики у нас есть дополнительные ниши для создания новых рабочих мест.

Важна и другая задача, которую я ставлю перед экспертами и специалистами. Наравне с выработкой возможных мер экстренного реагирования не прерывать работу для будущего развития островного региона. Прежде всего, речь о поддержке малого и среднего бизнеса. В этой сфере хозяйственной деятельности есть серьезный потенциал для создания новых рабочих мест, для предупреждения безработицы и социальных издержек. Мы должны продолжить работу по снижению административных барьеров, финансовой и инфраструктурной поддержке. Меры необходимо предпринять и главам районов. У них своя важная роль, и они должны задать вектор развития этой сферы в муниципалитетах.

Поддержка малого и среднего бизнеса в нынешних условиях - это не просто один из национальных приоритетов, которым мы занимаемся, но это и способ сохранения экономического потенциала, в ряде случаев - это и способ сохранения квалифицированных кадров.

РГ: На ваш взгляд, какие ключевые события в 2009 году будут задавать динамику в развитии Сахалинской области?

Хорошавин: Ключевым событием следующего года в экономике, я думаю, станет запуск первой очереди завода по сжижению природного газа в поселке Пригородное на юге Сахалина. Планируется, что торжественный запуск состоится в феврале следующего года. Это кульминационный момент для такого грандиозного шельфового проекта, как "Сахалин-2". Его реализация потребовала больших усилий как со стороны Федерации, крупнейших российских и иностранных акционеров, так и со стороны администрации Сахалинской области.

И я бы хотел отметить особую роль трагически погибшего губернатора Игоря Павловича Фархутдинова, который стоял у истоков пилотных нефтегазовых проектов, связанных с освоением шельфа острова Сахалин. Кстати, его именем был назван один из танкеров. Второй танкер получил имя "Остров Сахалин". Они будут доставлять сжиженный газ потребителям в странах АТР.

Другим важным событием весной будущего года станет представительная конференция по строительству железнодорожного перехода Сахалин - материк. Летом и осенью мы ожидаем и большого подхода стада лососевых к берегам Сахалина и Курильских островов. Как полагают ученые и эксперты, это будет серьезная путина. В социальной сфере мы впервые за последние 18 лет должны выйти на качественно новый уровень решения жилищной проблемы. Намерены также в 2009 году собственными силами, силами наших строительных организаций сдать 140 тысяч квадратных метров жилья.

Ну а в главном мы сосредоточимся на таких задачах, как повышение производительности труда, рациональное использование природных ресурсов, применение энергосберегающих технологий и повышение качества управленческих решений.

Власть Работа власти Регионы Филиалы РГ Дальний Восток ДФО Сахалинская область Финансовый кризис в России