16.12.2008 04:07
    Поделиться

    Автобусы ходят из Калининграда в Польшу лишь благодаря "челнокам"

    Благодарить за сохранение регулярного автобусного сообщения с Польшей надо "челноков"

    Вдвое меньше виз выдало в этом году калининградцам польское генконсульство, чем два года назад. Но ездить к соседям жители эксклава стали чаще.

    В эту пору года в шесть часов утра на улицах Калининграда темно и пустынно. Лишь на остановках автобусов, направляющихся в Польшу, ежатся редкие фигуры, в основном женские. То одна, то другая подходит и шепотом интересуется: "Сигареты везете?".

    Это "последние из могикан" - уцелевшие в рыночных, таможенных и визовых сражениях "челноки". Спиртное в соседнюю страну они теперь не возят. Главный их товар - дешевые сигареты. Других пассажиров в автобусах практически не бывает. Да и число этих автобусов и рейсов заметно сократилось. Если в середине 90-х в польский Ольштын из Калининграда ходили по три автобуса в день - два наших и один польский, то теперь ольштынский рейс бывает всего два раза в неделю. Полностью отменены автобусы в Кентшин. Ежедневное сообщение еще связывает Калининград с Гданьском. Знакомый водитель как-то сказал мне, что благодарить за пока еще сохранившиеся маршруты и рейсы надо как раз тех самых "челночниц" с их развязными манерами и назойливыми просьбами припрятать у себя блок сигарет. Не станет их - не будет и польских маршрутов.

    К слову, те, кто остался в этом непростом "челночном" бизнесе, сумели обзавестись на зависть нам, обычным калининградцам, многократными шенгенскими визами. Кто-то из них ездит в Польшу якобы за "закупами" для фирмы, другие имеют рабочие визы, а четверть всех виз, выданных в этом году генконсульством Польши, проходит по статье "культурный обмен". Под нее, похоже, подстроились и "челноки".

    Конечно, введение шенгенских визовых правил с декабря 2007 года внесло существенные коррективы в ситуацию. Ведь раньше визы были бесплатными, и многие брали их "впрок". Если в 2006 году поляки выдали калининградцам 142 тысячи виз, то за одиннадцать месяцев 2008 года - порядка 60 тысяч (правда, уже шенгенских), а два литовских консульства (в Калининграде и Советске) - еще примерно 70 тысяч, половина - транзитные.

    Движение на литовском направлении поддерживается все еще бытующими упрощенными проездными документами: УПДЖД и УТД. Они остались нам в память о бурной деятельности Дмитрия Рогозина в наших краях в качестве спецпредставителя президента России. С начала года литовцы оформили нашим землякам 166 тысяч УПДЖД и почти 5 тысяч УТД для проезда на личном транспорте.

    Опустевшие рейсовые автобусы заставили предположить, что движение между нашей областью и соседними странами пошло на убыль. Но я сильно ошиблась. Первый секретарь представительства МИД РФ в Калининграде Борис Шереметьев приводит такие цифры. За 11 месяцев года число пересечений литовской и польской границ составило больше пяти миллионов: свыше 2,4 миллиона человек пересекли погранпереходы с Литвой, почти три миллиона - с Польшей. Это напомнило о лучших временах середины 90-х годов прошлого века, когда число пересечений границы с той же Польшей достигало порядка 2,5 миллиона.

    Но зато заметно изменилась структура этих пересечений. Если прежде это были в основном пассажиры регулярных автобусных рейсов, то сегодня - владельцы собственных автомобилей и тургруппы. Ведь примерно четверть всех выданных калининградцам виз - туристические.

    Один миллион легковых автомобилей - столько было зафиксировано на наших пограничных переходах с Польшей за 11 месяцев. Вот вам и два миллиона человек, ведь обычно в автомобилях путешествуют минимум по двое. Автобусных же пересечений за этот период было всего 27 тысяч. То есть число физических лиц, пересекающих границы, пошло на убыль. Зато счастливые обладатели многократных шенгенских виз стали ездить туда-сюда значительно чаще.

    Кстати

    Калининградская область - рекордсмен в России по числу погранпереходов. У нас их более 20, а вскоре станет еще больше: вступит в строй "Мамоново-2-Гжехотки" с пропускной способностью 1200 грузовиков и 2,5 тысячи легковых авто в сутки. После заключения соглашения о судоходстве в Куршском заливе встал вопрос о строительстве морского погранперехода "Нида-Рыбачий". На границе с Польшей еще три перехода пока остаются в проекте, но в конце концов и они будут построены.

    Поделиться