Минфин рекомендует регионам в первом квартале 2009 года финансировать только первоочередные расходы, сообщил замминистра финансов Антон Силуанов, выступая на конференции "Экономика мегаполисов и регионов". Ситуация в экономике непростая, и надо это понимать, пояснил он. И добавил, что многие регионы по-прежнему закладывают в свои бюджеты рост расходов на 25-30 процентов.
Начало года выглядит пессимистично. Минфин ожидает снижения поступлений по налогу на прибыль на 25-30 процентов, еще на 5-10 процентов сократятся отчисления от подоходного налога. А это почти 70 процентов всех налоговых поступлений в регионы. При этом, отметил он, в отдельных регионах, где расположены предприятия нефтяной и металлургической промышленности, падение прибыли будет больше. Другими словами, падение доходов затронет сильные регионы, имеющие высокий экономический потенциал, растут быстрее, но в условиях снижения ее динамики они сильнее и падают.
Так что основные риски придутся на промышленно развитые субъекты. Но продержаться, по подсчетам Силуанова, надо три месяца. Это будет самый трудный период, и после его окончания станет ясно, что бюджет сможет финансировать, а от каких расходов придется отказаться.
В начале года, посоветовал чиновник, не плохо было бы не брать на себя избыточных обязательств, чтобы в следующем году не было неисполненных контрактов. Так как финансовую ответственность по ним придется нести всем. Исходя из этого, минфин рекомендует тем региональным властям, которые уже успели принять бюджеты на следующий год, либо пересмотреть их в этом году, либо в январе 2009 года, и не доводить лимиты бюджетных обязательств по непервоочередным расходам. Тем более что в следующем году регионам вряд ли удастся финансировать дефицит бюджетов за счет банковских кредитов. Правда, федеральный центр, добавил он, окажет регионам финансовую помощь.
Правительство уже одобрило распределение 19,6 миллиарда рублей дотаций региональным властям РФ на обеспечение сбалансированности их бюджетов.
Однако и у регионов есть подушка безопасности. В прошлом году им удалось "заработать" на налогах четыре триллиона 471 миллиард рублей, что на 30 процентов больше, чем в 2007 году. Правда, ситуация начала меняться к концу года, когда стал снижаться налог на прибыль и составил 38 процентов к соответствующему периоду прошлого года. А в целом за ноябрь доходы региональных бюджетов составили 87 процентов от уровня ноября 2007 года.
Тем не менее, считают на Ильинке, накопленный субъектами запас за январь-октябрь текущего года власти могут использовать для финансирования своих обязательств. Кроме того, минфин готов предоставить особо нуждающимся бюджетные ссуды под одну четвертую ставки рефинансирования ЦБ, что заместит кредиты банков, заложенные в бюджеты субъектов. Но есть и хорошие новости. Общий объем дотаций, который идет на выравнивание бюджетной обеспеченности территориальных бюджетов в 2000 году, останется на том же уровне, что и в текущем.
С регионами все более-менее ясно. Замглавы минфина практически полностью разъяснил ситуацию. Но на повестку дня встает вопрос финансирования муниципальных бюджетов, у которых ситуация на следующий год выглядит куда более хуже, чем у регионов. Напомним, что с 1 января 2009 года начинает действовать закон о местном самоуправлении. В результате местные органы власти получат в свои руки полномочия, которые требуется подкрепить соответствующими доходами. Вопрос один: где взять доходы, чтобы покрыть возникающие расходы? Уже сегодня невооруженным взглядом видно, что муниципалитеты не имеют средств для выполнения всех возложенных на них полномочий. Тем более что региональные власти имеют право недобирать недостающие доходы, за счет местных и поселковых бюджетов.
Местные бюджеты, напомним, имеют доходы за счет подоходного налога и налога на недвижимость. Если с первым дело обстоит более-менее нормально - он платится автоматически, - то со вторым ситуация куда хуже. Из-за несогласованности работы различных федеральных ведомств в большинстве случаев налог на недвижимость, который включает в себя и земельный, не платится вообще. Так что пополнять бюджеты действительно неоткуда. При этом напомним, что реформа местного самоуправления должна была заработать еще в 2007 году, но была отложена именно из-за того, что не была проработана рыночная оценка объектов недвижимости. Не проработана она и сегодня. Грозит это тем, что в городах и поселках не только не будут строиться дороги, но и ремонтироваться вся инфраструктура ЖКХ. Так что вскоре вслед за региональными властями в очередь к минфину встанут и муниципалитеты.