В конце прошедшей недели ФГУП "Росморпорт" был передан первый в истории страны отечественный дизель-электрический ледокол, построенный на верфи Объединенной промышленной корпорации (ОПК). На палубе "Москвы" торжественно подняли российский флаг, и уже в эту зимнюю навигацию новый ледокол начнет проводку кораблей в Финском заливе.
За последние 34 года российские корабелы не построили ни одного неатомного ледокола, а "Росморпорт" был вынужден закупать дизель-электрические ледоколы финского производства. Эксперты заговорили о возрождении ледокольного кораблестроения только с приходом бизнеса в эту отрасль. Летом 2004 года ОПК выиграла международный тендер на строительство серии судов для "Росморпорта", предложив проект многофункционального ледокола нового поколения. Технический проект "Москвы" был разработан специалистами ОПК совместно с ЦКБ "Балтсудопроект".
Линейный дизель-электрический ледокол представляет собой двухпалубное судно, на котором предусмотрена площадка для приема вертолета. Водоизмещение ледокола составляет около 10 тыс. тонн, длина - 116 метров, ширина - 26,5 м, осадка - 8,5 м, скорость хода на чистой воде - 17 узлов. Команда судна - 26 человек. Корпус ледокола рассчитан на толщину льда до 1 метра. Такие характеристики оптимальны для использования судна в акватории Финского залива. Проектируя корпус "Москвы", конструкторы опирались на новые технические решения по снижению энергозатрат на разрушение льда и улучшению эксплуатационных качеств судна. "Москва" не только экономична, но и высокоманевренна, благодаря двум полноповоротным винторулевым колонкам.
ОПК в соответствии с контрактом должна была построить новый ледокол в рекордные сроки: "Москва" была заложена на стапелях верфей в 2005 году, а два года спустя корабль уже был спущен на воду. В ноябре 2008-го ледокол успешно прошел швартовые испытания.
Проверяли "Москву" около 150 человек: специалисты "Балтийского завода", представители компаний-контрагентов, члены государственной комиссии, в состав которой вошли представители российского морского регистра судоходства, Роспотребнадзора, ФГУП "Росморпорт" и эксперты из ОАО "Всероссийский научно-исследовательский, проектно-конструкторский и технологический институт релестроения с опытным производством" - разработчика электронной начинки "Москвы". Члены государственной комиссии отметили строгое соответствие всех механизмов судна отечественным стандартам и международным нормам, отличные ходовые качества и исправность работы бортовых систем ледокола нового поколения.
По словам заместителя капитана Большого порта Санкт-Петербурга Александра Глухова, ледокол "Москва" уже включен в состав портовых и линейных ледоколов, которые с начала ледовой навигации на Финском заливе будут обеспечивать проход транспортных судов к причалам портов Северной Пальмиры, Выборга, Приморска и других гаваней. Он поведет за собой крупнотоннажные танкеры шириной 40-50 м, будет буксировать суда во льдах и в открытой воде.
В случае необходимости ледокол может оказывать помощь другим кораблям, проводить аварийно-спасательные работы и тушить пожары. В ближайшие годы флотилия "Росморпорта" пополнится еще двумя дизель-электрическими ледоколами отечественного производства. Один из них будет носить имя Северной столицы. Как и "Москва", ледокол "Санкт-Петербург" обойдется "Росморпорту" в 2,8 млрд рублей.
Представитель столицы в Совете Федерации Олег Толкачев пообещал, что город возьмет шефство над "Москвой". Соответственно Питер будет шефствовать над "Санкт-Петербургом".