Антикризисные меры, предпринимаемые российскими компаниями, предусматривают снижение издер жек, в том числе на добровольное медицинское страхование сотрудников. Однако массового оттока корпоративных клиентов из ДМС страховщики не ждут и в срочном порядке разрабатывают новые программы, рассчитанные на сокращенные корпоративные бюджеты.
2009 год сулил рынку ДМС небывалый подъем. Дело в том, что с 1 января 2009 года вступают в силу изменения в Налоговый кодекс, которые вдвое увеличивают не облагаемый налогами норматив отчислений предприятий на ДМС своих работников - с 3 до 6 процентов от фонда оплаты труда. Но кризис внес свои коррективы в планы страховых компаний. "Мы действительно рассчитывали на рост корпоративного сегмента ДМС в связи с внесением изменений в Налоговый кодекс, - говорит Анастасия Буевская, руководитель департамента организации личного и медицинского страхования компании "Россия". - Но, скорее всего, влияние этой меры будет нивелировано снижением рядом предприятий расходов на персонал".
Анна Муковозова, начальник управления развития медицинского страхования "Ингосстраха", надеется, что действительно заметный положительный эффект от введенной налоговой поправки страховщики смогут увидеть не ранее чем через два-три года. А в 2009 году рынок ДМС, по ее прогнозам, может просесть на 7-10 процентов.
Гендиректор Межрегионального союза медицинских страховщиков Дмитрий Кузнецов не теряет оптимизма в отношении рынка ДМС. "Пока пациент скорее жив, чем мертв, - говорит он. - И хотя, по данным части страховщиков, около 30 процентов их корпоративных клиентов не перезаключили договоры ДМС на следующий год, рынок ДМС, по нашим прогнозам, в 2009 году вырастет на 10 процентов".
Намного меньше оптимизма в прогнозах Нины Егоркиной, заместителя директора Центра методологии и контроля медицинского страхования РОСНО. Она считает, что рынок снизится на 10-15 процентов в лучшем случае, а в худшем и на 30 процентов. Руководитель департамента развития ДМС страховой группы "МАКС" Татьяна Горожанкина прогнозирует снижение рынка добровольного медицинского страхования на 15-20 процентов. "Стремление компаний сократить издержки, в том числе и за счет расходов на программы страхования - объяснимая и предсказуемая реакция в условиях кризиса", - говорит она.
Но это стремление не всегда можно реализовать. Как объясняет Анастасия Буевская, у сотрудников представительств зарубежных фирм объем предоставляемых социальных льгот четко прописывается в трудовом договоре, и если в соцпакет входит ДМС, его не сократишь. Так что со сцены ДМС уйдут в первую очередь российские корпоративные клиенты. По наблюдениям Дмитрия Кузнецова, первыми стали сокращать соцпакеты строительные компании, банки и автодилеры.
Как сообщает Нина Егоркина, клиенты применяют многовариантную систему корректировки программы. Это и сокращение численности застрахованных, и сокращение рисков, которые покрывает программа, и изменение категорий клиник. Среди возможных вариантов Михаил Воронько, начальник управления маркетинга Страховой группы "УралСиб", называет переход к частичной оплате стоимости полиса за счет средств самих работников. Также расходы на ДМС могут быть снижены за счет исключения из программ для высшего руководства медицинских услуг класса люкс: мануальная терапия, иглорефлексотерапия, проведение генетических исследований, санаторно-курортное и реабилитационное лечение, психологическая разгрузка.
"Для рядового персонала, вероятно, также будут пересмотрены перечни предоставляемых по программам ДМС услуг, введены ограничения по количеству лечебных процедур и манипуляций. К примеру, ежегодная диспансеризация будет проводиться преимущественно в рамках системы ОМС, - говорит он. - Организации, которые ранее предпочитали полную комплексную программу для своих сотрудников, включающую весь перечень видов помощи - поликлиническая, стоматологическая, стационарная помощь по экстренным и плановым показаниям, наблюдение беременности, родо вспоможение, - могут принять решение об исключении таких услуг, как плановая стационарная помощь, наблюдение беременности и родовспоможение".
Анна Муковозова отмечает, что большинство клиентов, особенно это касается крупных компаний, уже сокращают расходы на ДМС. При этом они чаще готовы оптимизировать свой пакет, исключив из программы дорогостоящие клиники, в меньшей степени они просят ограничить набор услуг - например, вместо плановой и экстренной помощи оставить только экстренную помощь.
Борьба за корпоративных клиентов, которых становится все меньше, обостряется. По мнению Татьяны Горожанкиной, победит в этой борьбе тот, кто сможет предложить клиенту высокое качество обслуживания, оптимальный пакет услуг, разумную стоимость полиса. "Усилится роль маркетинговых и методологических подразделений страховых компаний, поскольку в условиях конкурентной борьбы необходимо оперативно разработать максимально эффективные продукты, позволяющие не только удержать действующих клиентов, но и привлечь новых", - считает она.
Однако сделать это будет непросто, особенно добиться качественной медицинской помощи по доступным ценам. "Качество оказания медицинской помощи не изменится под влиянием финансового кризиса, а вот цены на медицинские услуги могут значительно увеличиться, - считает заместитель гендиректора Страхового дома ВСК Елена Веневцева. - Страховщики обеспечивают лечебно-профилактические учреждения (ЛПУ) постоянным потоком клиентов. Лишившись этого значительного сегмента клиентуры, ЛПУ для поддержания прежнего уровня доходов будут рассчитывать только на клиентов, привлеченных со свободного рынка, что повлечет рост цен".
Кроме того, причиной увеличения цен на медицинские услуги, по мнению Михаила Воронько, может стать повышение стоимости импортных лекарств и оборудования. "Качество медицинских услуг сохранится, если владельцы ЛПУ не будут оптимизировать собственные расходы за счет существенного сокращения врачебного персонала и расходов на замену и обновление оборудования", - считает он.
Впрочем, медицинские центры, решившие сэкономить на оборудовании и персонале, сильно рискуют остаться без клиентов, застрахованных по ДМС. Как объясняет Андрей Долгополов, председатель совета директоров ЗАО "Страховой брокер "Малакут", обычно компании все же стараются сохранить содержание ДМС-программ прошлого года, а в первую очередь сокращают перечень ЛПУ, которые можно посетить. И первые кандидаты "на вылет" - ЛПУ с завышенными ценами и низким качеством.
"В условиях экономического кризиса количество пациентов, получающих медицинскую помощь по ОМС, возрастет. Поэтому уменьшится число пациентов по ДМС, особенно в розничном сегменте, - объясняет Татьяна Горожанкина. - Основной поток пациентов в эти клиники будут составлять застрахованные по ДМС. Время монополии медицинских учреждений заканчивается. Страховые компании будут жестко контролировать и качество, и стоимость медицинских услуг. Возможно, придется отказаться от услуг необоснованно дорогих медицинских учреждений".