Александр Еременко: Я был никто и ничто в хоккее

Вчера в Москве стартовал второй этап Еврохоккейтура - Кубок Первого канала. В матче-открытии турнира сборная России встречалась с командой Финляндии. На момент подписания номера в печать результат этой встречи был не известен.

А накануне московского этапа Евротура голкиперу "Салавата Юлаева" и сборной России Александру Еременко был вручен приз "Лучшему вратарю чемпионата России" по итогам прошлого сезона. Кстати, именно ему тренерский штаб национальной команды доверил место в воротах в матче против сборной Суоми.

Награда же, которая присуждается ежегодно уже на протяжении 15 лет, была отдана 28-летнему голкиперу уфимцев большинством голосов главных тренеров клубов КХЛ. По окончании церемонии вручения приза корреспондент "РГ" побеседовал с российским вратарем.

Российская газета : Саша, с небольшим опозданием, но награда все-таки нашла своего героя, примите наши поздравления. Прошлый сезон действительно стал лучшим в вашей карьере?

Александр Еременко : Думаю, что да. Вместе с "Салаватом Юлаевым" мы выиграли чемпионат России, а чуть позже уже был триумф на мировом первенстве в Канаде. Да, по ходу  чемпионата мира я получил травму, что, конечно, немного расстроило, и тем не менее, сезон выдался великолепным. Что же касается приза "Лучшему хоккейному вратарю", то откровенно говоря, был приятно удивлен, когда мне сообщили о выборе главных тренеров клубов нашего чемпионата.

РГ : Наверняка этот приз у вас не первый. Личные награды цените по-особому?

Еременко : Безусловно. Каждую помню хорошо. Дома у нас есть небольшие полочки, на которых и хранятся все медали, кубки... Правда, мои маленькие сыновья постоянно норовят все это растащить. Мы с супругой только и успеваем все собирать. Иной раз смотрю на награды и думаю: "Неужели я к этому тоже руку приложил?". С другой стороны, их ведь не так много, а, значит, есть к чему стремиться. Честно говоря, до сих пор не верю, что все то, что со мной происходит в последние годы, действительно имеет место быть. Что я чего-то добился. Мысль о том, что являюсь чемпионом мира, вообще в голове не укладывается. Даже сейчас, спустя столько месяцев не могу до конца этого осознать.

РГ : Согласны с мнением, что на сегодняшний день, уж по крайней мере в Европе, нашей сборной нет равных?

Еременко : Так категорично я, конечно же, не стал бы утверждать, однако матчами в Евротуре мы доказываем это. Ведь не случайно же за последние четыре года сборная России трижды выигрывала этот турнир. Очевидно, что наш хоккей набирает обороты, и мы становимся сильнее год от года. В 2007-ом была "бронза" на московском чемпионате мира, нынешней весной мы уже были чемпионами. Надеюсь, и в Швейцарии, где состоится первенство планеты-2009, сможем занять достойное место. Самое главное, что в российском хоккее проявляются не неожиданные всплески успеха, а идет целенаправленная работа и четкое поступательное движение. Здесь стоит отметить заслугу тренерского штаба сборной. Им удалось создать в национальной команде отличную атмосферу, и уверяю вас, всякий раз игроки приезжают в Новогорск с отличным настроением.

РГ: А ведь был момент в вашей карьере, когда все это казалось несбыточным. Могли закончить с хоккеем.

Еременко : Причем сравнительно недавно. Я ведь был никто и ничто в хоккее и на самом деле всерьез задумывался о том, чтобы заняться другим делом. Лет 19 мне было, а перспектив никаких. Таланта особого вроде не наблюдалось, о попадании в первую команду "Динамо" можно было только мечтать. Но я уперся и потихоньку выкарабкался наверх. Только за счет трудоспособности смог добиться того, что сегодня имею. В то же время у меня нет какого-то  зазнайства или снисходительности к людям, у которых, скажем, меньший заработок. Потому что в нашей семье когда-то тоже не было денег и я прекрасно знаю, что это такое.

РГ : Смотрю на вас и думаю, все-таки деньги не всегда портят людей...

Еременко : Спасибо. Не знаю как раньше, но сейчас хоккеистам на самом деле хорошо платят. А вот детским тренерам достаются гроши. Разве это справедливо? А в итоге нередко ребенок, занимающийся хоккеем, попадает в первую пятерку своей команды не благодаря таланту, а потому что родители заплатили тренеру. С другой стороны, что прикажете делать наставнику, воспитывающему будущих звезд фактически за копейки? Мне кажется, труд детских специалистов у нас пока ценится не на должном уровне. К примеру, я и мои партнеры по "Салавату" Леша Терещенко и Игорь Щадилов не раз пытались пробить своему первому тренеру Филиппову Александру Николаевичу абсолютно заработанное им звание "Заслуженного тренера России". Его воспитанники стали и чемпионами мира, и неоднократно выигрывали национальное первенство, однако все впустую. Не могу этого понять.

РГ : Давайте вернемся к вратарской теме. Согласны с тем, что голкипер - это полкоманды?

Еременко : Мое мнение по этому поводу следующее: если команда не играет, то вратарь вряд ли чем-то поможет. Другое дело, что кипер может в каких-то моментах выручить. Но мы ведь тоже люди, и так же, как и полевые игроки, иногда ошибаемся.

РГ : Так или иначе, на вратаря все равно возлагаются особые надежды.

Еременко : Согласен. Наши просчеты почему-то всегда более очевидны. Если, скажем, ошибся защитник или нападающий, то что уж тут поделаешь - бывает. Вы только поймите меня правильно, я не жалуюсь. Сам выбрал такую профессию. На самом деле со временем к этому привыкаешь.

РГ : Говорят, в отличие от полевых игроков стражи ворот тяжелее переживают поражения. Можете сказать, что со временем научились сводить к минимуму неприятные эмоции от неудачных матчей?

Еременко : С годами это приходит. Когда был молодой, долго отходил от каждого проигрыша. Сегодня жизнь настолько скоротечна, что просто нет времени на расстройства. Проанализировал свои ошибки в предыдущем матче, и вперед к новым вершинам. На каждый гол уже реагирую не столь эмоционально, стараюсь с холодной головой сделать правильные выводы.

РГ : На критику обращаете внимание?

Еременко : Обращаю. И советам профессионалов обязательно внимаю. А самый лучший оценщик моей игры - знаете, кто?

РГ : Ну-ка поделитесь.

Еременко : Мама. Ох мне от нее и достается. Сейчас, конечно, уже меньше, а когда был чуть помоложе, спуску она не давала. Мало того, так еще и брат старший подключался. Они на пару мне в упрек постоянно что-то ставили. Мама вообще фанат хоккея. Смотрит постоянно. За всех вратарей переживает.

РГ : Вы суеверный спортсмен?

Еременко : Есть немного, но в пределах разумного. По крайней мере с рамкой, слава Богу, не разговариваю. Может я, конечно, не настоящий вратарь.

РГ : Как-то вы признались, что в каждую новогоднюю ночь загадываете одно и то же желание - выиграть чемпионат России и чемпионат мира. Обе цели в прошлом сезоне реализовать удалось, а скоро новый год...

Еременко : И в этом году то же самое загадаю. Побеждать очень хочется, и большими успехами насытиться, наверное, невозможно. Спортивная карьера ведь довольно скоротечна. Но это все так, не то чтобы серьезно. Я вот в церковь хожу, прошу, чтобы детишки были здоровы. Есть вещи и поважнее хоккея.

РГ : Игра в этом смысле уже стала больше работой?

Еременко : Именно в этом сезоне такой перекос присутствует. Сами знаете, у нас стало больше перелетов, количество матчей увеличилось. Поначалу мне очень нравилось. Постоянные разъезды, игры через день, я в хорошем смысле заводился. Сейчас у меня, как, наверное, и у большинства хоккеистов, период под названием "день сурка". Помните, в том фильме главный герой переживал изо дня в день одно и то же. Такая же история. Психологическая усталость чувствуется. У меня семья сейчас в Москве, может, еще и поэтому не удается в полной мере отвлечься от хоккея, когда это возможно сделать. В январе приедут ко мне, думаю, полегче будет.