Госдума поднимает народ и правоохранительные органы на борьбу с коррупцией. Вчера депутаты приняли во втором чтении пакет президентских антикоррупционных законопроектов.
Народные избранники проголосовали практически за тот вариант, что был внесен Дмитрием Медведевым и 7 ноября поддержан парламентским большинством в первом чтении. Хотя думцы предлагали немало поправок к текстам. Например, к проекту базового закона "О противодействии коррупции" в Комитет по конституционному законодательству и госстроительству поступило 243 поправки. Но 212 из них Думой были отклонены. Самое принципиальное изменение, сделанное в законопроекте, касается его девятой статьи. Депутаты исключили норму, которая вызвала большой общественный резонанс, - об обязанности государственного и муниципального служащего уведомлять в письменной форме органы прокуратуры или другие госорганы об известных ему фактах коррупционных правонарушений, совершенных другими чиновниками. Принуждать к доносительству с помощью закона госслужащего не будут. Однако если он добровольно проинформирует компетентные органы о коррупционных правонарушениях коллег, что, по словам председателя профильного комитета Владимира Плигина, "совершенно нормально", он будет пользоваться системой государственной защиты. "Но санкция за не сообщение не вводится", - уточнил Плигин. Санкции могут последовать в отношении того чиновника, который не уведомил - хотя обязан был это сделать - своего работодателя или правоохранительные органы обо всех случаях, когда его самого кто-то склоняет к коррупционным действиям. Такая корректировка статьи 9 будущего закона разочаровала вице-спикера Госдумы от ЛДПР Владимира Жириновского. Он заявил, что изменения выхолащивают смысл закона. "Весь смысл этого закона - чтобы получить связь с низами. Ведь никакие государственные органы не справятся с коррупцией, если не будут иметь информации", - считает Жириновский. "Как вести борьбу с коррупцией, если бояться доносительства?" - недоумевает вице-спикер. Тем более что, "когда мы обязываем служащего сообщить о преступлении, это не доносительство". "Доносительство, - объяснил коллегам лидер ЛДПР, - это когда люди анонимки пишут". Жириновский сильно сомневается, что чиновники станут кого-то уведомлять о собственных соблазнах. "Если человек завязан на коррупцию, он никогда не будет сообщать, - заметил депутат. - Что он такой глупенький мальчик, сам побежит в прокуратуру и скажет: "Вы знаете, мне предлагают миллион, а я не хочу его брать"?
Владимир Жириновский предложил назначить специального прокурора по борьбе с коррупцией. Но депутаты его не поддержали. По мнению Владимира Плигина, вместо того, чтобы создавать новые институты, которые ложатся "достаточно серьезным бременем на налогоплательщиков", нужно заставить работать уже существующие институты.
Впрочем, новую службу - и причем многочисленную - точно пришлось бы создавать, если бы народные избранники поддержали вчера поправку, предлагающую расширить круг членов семьи чиновника, на которых он обязан подавать декларацию о доходах и имуществе. В варианте первого чтения было закреплено, что государственный и муниципальный служащий обязательно декларирует доходы жены (или мужа) и несовершеннолетних детей. Коммунисты и "справороссы" настаивали на том, чтобы это требование распространялось и на других родственников, названных в Семейном кодексе. "Иначе мы открываем огромную дыру для коррупции", - утверждал коммунист Владимир Федоткин, подозревая чиновника в том, что он может переписать свою дачу или дворец на Канарах совершеннолетнему сыну. И никому не объяснять, как на свою зарплату служащего нажил это богатство.
Но большинство посчитало, что такое сильное увеличение деклараций усложнит ситуацию. "Только подумайте, какой объем сведений тогда пришлось бы обрабатывать контрольным органам! Это даже технически невозможно", - отметил Плигин. Потребуется целая армия контролеров, чтобы прочитать и проверить семейные чиновничьи отчеты о доходах. Или их вообще никто не станет читать.
Коммунисты настаивали на том, чтобы ужесточить ответственность госслужащего, коррупционные поступки - "он украл завод, а мы ему объявили выговор - и живи дальше". Однако Владимир Плигин объяснил коллегам, что, если будет установлен состав преступления, уголовная ответственность чиновника не исключается.
Большинство депутатов решили, что главное - начать. Причем с себя. В принятых Думой законопроектах упрощается порядок привлечения к уголовной ответственности депутатов, судей, прокуроров. Чиновникам запрещается принимать подарки, стоимость которых превышает 3 тысячи рублей.
Вчера Дума рассмотрела новые антикризисные предложения правительства, утвердив два новых вида государственных гарантий Российской Федерации на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов, которые в общей сумме составят 300 миллиардов рублей. Таким образом государство поддержит оборонку и другие предприятия реального сектора экономики.
Депутаты также внесли изменения в закон о Центробанке, которые позволят усилить контроль за использованием кредитными организациями денежных средств, выделяемых для поддержки финансовой системы России.