18.12.2008 02:30
    Поделиться

    Иркутянин создает берестяные мозаики, которым нет аналогов в мире

    Берестяные полотна иркутянина Евгения Ушакова могли бы украшать лучшие музеи.

    Все, кто хоть раз видел работы Ушакова, диву даются: да как же такое возможно? Картины из бересты. Натуральной. В цвете. Между тем в коллекции самобытного автора уже более ста полотен исторической, религиозной и краеведческой тематики.

    Этого светлого человека с искрящимися детскими глазами язык не поворачивается назвать стариком. В свои "за 80" Евгений Ушаков каждое лето сплавляется на катамаране по бурным сибирским рекам. И все время трудится.

    - Недавно закончил работу о святителе земли Иркутской Иннокентии Вениаминове, а сейчас уже обдумываю новую - о Лидии Руслановой, - делится планами Евгений Владимирович. - И название само попросилось - "Валенки-валенки"…

    За 45 лет, которые Ушаков занимается пластинчатой мозаикой из бересты, он еще ни разу не повторился, не сделал копию. Каждая его работа уникальна. Как, впрочем, и сама техника изготовления. Ведь художник является одновременно разработчиком и непревзойденным мастером техники берестяной мозаики.

    От печки…

    А открыл бересту мастер, можно сказать, случайно. По причине бытовой неустроенности.

    - Жили мы тогда в неблагоустроенной квартире, где была огромная старая печь, - рассказывает Ушаков. - Однажды я разводил огонь (а дрова привезли как раз березовые), снял кору с одного полена, развернул тыльной стороной и поразился: какая красота, какой необыкновенный рисунок скрывает от нас белоствольная…

    Чем дольше художник работал с берестой, тем больше убеждался в правильности выбора. Оказалось, она совсем как человеческая ладонь: рисунок никогда не повторяется. И по цвету абсолютно разная. Только белого он насчитал больше 10 оттенков - от холодновато-голубого до зеленоватого, молочно-теплого. Та же история с коричневым и серым тонами. А если на его картинах есть черные фрагменты, значит, лесную красавицу "раскрасил" пожар.

    - Я ведь ее не колерую никогда. Все, что использую, натуральных цветов, - открывает секрет автор. - Правда, для достижения нужного цвета иногда замачиваю материал в воде, сушу на солнце или, наоборот, держу на чердаке. Вот так и удается фактически из одного и того же куска бересты создать многоцветную композицию.

    Сначала мастер работал, что называется, для души. А когда впервые решил выставить свои работы на суд зрителей, организаторы выставки так и ахнули. С тех пор Ушаков и его уникальные полотна стали постоянными участниками межрегиональных вернисажей в Иркутске, Красноярке, Кемерово, Новосибирске и других городах России.

    - Причем у меня и живописные работы есть, но организаторы всегда просят именно бересту, - хвастает Евгений Владимирович. - Ведь такого-то нигде, кроме Иркутска, нет.

    От Пересвета - до Колчака

    Сюжеты для берестяных картин он черпает из самых разных источников. Здесь и история православия, и летопись освоения Сибири. Есть удивительно светлые работы о происхождении славян.

    - У Славуни и Богумира было пять детей, - знакомит мастер с древней легендой. - Дочери Древа, Скрева и Полева и сыновья - Сева и Рус. От Древы пошел род древлян, от Скревы - кривичей, от Полевы - поляне. Сыновья славянских прародителей стали родоначальниками северян и русичей. Когда сам впервые прочитал древнюю летопись, сразу появилась идея сделать работу "О происхождении славян". Вот, смотрите, тут ребятишки еще маленькие, вместе с родителями, рядом с ними разное зверье (ведь они жили в полной гармонии с природой). А тут они постарше…

    Береста, по мнению художника - материал условный. Она не годится для портрета, пейзажа. Метафора, обобщение - вот ее предназначение. Поэтому на мозаических полотнах (к примеру, "Русь святая") у него встречаются персонажи святого писания и былинные богатыри, церковные патриархи и великие полководцы. Все те, кто сделал эту страну великой. "Славяне", "Пересвет и Ослябя", "Скифы", "Протопоп Аввакум", "Россия у нас одна", "Просветитель Сибири и Америки" - названия полотен говорят сами за себя.

    Есть в его арсенале и работы, посвященные представителям новейшей истории Отечества, такие как "Адмирал Колчак", "Владимир Высоцкий" и многие-многие другие…

    - Чтобы подрастающее поколение не превратилось в "иванов, не помнящих родства", - просто объясняет Евгений Владимирович. - Ведь у страны богатейшая история. А какие люди здесь жили раньше и живут теперь…

    Красоту - в чулан?

    Чтобы сделать свои работы достоянием Иркутска, Евгений Владимирович решил передать 60 лучших из них в дар городу.

    - По моему замыслу, это должна быть не просто выставка (ну, скука же смертная!), а культурный, творческий центр, - мечтает мастер. - Чтобы там проходили разные интересные встречи, мастер-классы по берестяной мозаике и или каким-то другим техникам. Одним словом, чтобы там кипела жизнь.

    Увы, пока идеи берестянщика иркутские власти поддержать не спешат. Места, где выставлены его работы, буквально по пальцам пересчитать: их можно увидеть в областном Доме офицеров, Музыкальном театре да в корпусах университетов путей сообщения и иностранных языков.

    В свое время роскошные берестяные панно украшали холл гостиницы "Ангара", помещения Дома моделей и Дома быта в Иркутске, один из залов аэропорта и кинотеатр "Баргузин". До наших дней сохранились единицы. Остальные либо бесследно исчезли, либо были заменены "более современными решениями" из китайской плитки.

    С предложением принять в дар свою коллекцию Ушаков не раз обращался к властям города и области. Но - на одни письма ответа вообще не последовало, на другие пришли откровенные отписки, в которых сказано, что город сердечно благодарит художника за бесценный подарок, но сейчас принять его не может - нет подходящего помещения. Но, "как только, так сразу…".

    Мастер было подумал, что чиновники по чрезвычайной занятости своей просто недопоняли, что им предлагают в дар уникальную коллекцию, стоимостью в десятки миллионов, и записался на прием сначала к мэру, а потом и к губернатору. Однако аудиенции первых лиц так ни разу и не добился. Не помогло и то, что за сохранение коллекции хлопотали писатель Валентин Распутин, владыка Иркутский и Ангарский Вадим, руководитель Центра русской культуры Михаил Корнев, видные иркутские ученые, художники.

    Сотня бесподобных берестяных мозаик до сих пор украшает скромную мастерскую автора, расположенную в подвале обычной городской многоэтажки. Смогут ли когда-нибудь иркутяне и гости Приангарья увидеть эту красоту, неизвестно.

    Компетентно

    Сергей Ступин, заместитель министра культуры и архивов Иркутской области:

    - Мы высоко ценим вклад Евгения Владимировича в культуру Сибири, и полностью согласны, что с его работами должен познакомиться массовый зритель. Не отказываемся мы и от того, чтобы принять коллекцию мозаик Ушакова - ему ведь предлагали (и это предложение остается в силе) передать работы в фонды областного Художественного музея, тем более что там будут расширяться экспозиционные площади. Но Евгения Владимировича это не устраивает - он настаивает на организации отдельного постоянно действующего экспозиционного центра, и только на этом условии согласен передать свои работы. Однако пока выполнить такие требования для нас не представляется возможным. 

    Поделиться