Новости

18.12.2008 02:40
Рубрика: Общество

В школу по суду

Непростое судебное решение предстоит выполнить приставам Ольгинского района. Суд обязал мать обучать своего несовершеннолетнего сына.

Ребенок не посещает школу уже около полутора лет. Школа в селе Щербаковка, где живет его семья, закрылась в 2004 году. Родителей учеников поставили перед выбором - ежедневно ездить на учебу в соседнее село за несколько десятков километров или учиться в селе Михайловка. Там есть интернат для проживания ребят из отдаленных районов. Родители большинства школьных приятелей мальчика выбрали второй вариант.

Однако отец и мать мальчика отклонили оба предложения. Впоследствии на суде женщина пояснила, что в семье нет денег, чтобы оплачивать ежедневные поездки на междугородном автобусе. А интернат им не подходит сразу по ряду причин. Как утверждает мать, сын, проучившись там некоторое время, попросил забрать его из школы. 

Между тем, федеральный закон "Об образовании" предоставляет и третий вариант так называемое "домашнее обучение". Ребенок может осваивать школьную программу и дома, но при одном условии: с обязательным регулярным прохождением аттестации в школе. Как раз на этом, по словам матери мальчика, они и остановились. Правда, учится ребенок на самом деле или давно позабыл об уроках, никто так и не потрудился узнать - за все время, несмотря на многочисленные напоминания Ольгинского отдела народного образования, он ни разу не появился в школу, чтобы подтвердить свои знания.

Суд, изучив все предоставленные материалы, пришел к выводу, что родители не соблюдают права ребенка на получение основного общего образования, и обязал мать исполнять родительские обязанности по обучению сына. Исполнительный лист поступил в отдел судебных приставов по Ольгинскому району, возбуждено исполнительное производство.

Комментарий

Наталья Иванюшина, семейный психолог:

- Если говорить образно, то у ребенка, как у птицы, - два крыла. Это мама и папа. И когда один из родителей уходит из семьи, случается то же, что и с раненой птицей, которая не может дальше лететь. Ребенок приобретает массу проблем, которые отравляют его жизнь: это заниженная самооценка, недостаточная социальная приспособляемость, психотравмы, не говоря уже о психосоматических заболеваниях и отставании в учебе.

В психологии есть понятие "центрирование детской мысли". Например, когда родители разводятся, ребенок пытается найти причину происходящего и не может этого сделать. Хорошо, если мама и папа объяснят малышу, что, несмотря на свое расставание, они его любят по-прежнему, если же нет - а в асоциальных семьях так и происходит, - ребенок начинает воспринимать себя виновником произошедшего. Такое восприятие приводит к заниженной самооценке, а в тяжелых случаях - психическим травмам. Этому способствуют сами родители, когда, может быть, даже неосознанно срывают накопившееся на бывшего супруга зло, раздражение на ребенке.

Это приводит к озлобленности, делает ребенка агрессивным. Более того, часто сын или дочь начинают вести себя как покинувший семью родитель, подражают ему. Это провоцирует новую вспышку ярости взрослого, который не хочет видеть в нем копию бывшего супруга или супруги. В ответ - агрессивная реакция маленького человека. Круг замыкается. Ребенок чувствует себя покинутым, брошенным. Если же все это наслаивается, например, на подростковый кризис, то случиться может все что угодно - ребенок может уйти из семьи, связаться с плохой компанией, где, как ему будет казаться, его понимают.

Практика показывает, что среди матерей, бросивших своих детей, большое количество женщин с разнообразными личностными аномалиями, в том числе страдающих алкоголизмом и наркоманией. Многие из них находятся на учете у психиатра или нарколога. Большинство таких женщин воспитывались в психотравмирующей среде, испытывали грубость и жестокость со стороны членов семьи.  

Общество Семья и дети Филиалы РГ Дальний Восток ДФО Приморский край