Фейерверки и боеприпасы в России создают одни и те же люди

Наверное, только в нашей стране одни и те же специалисты могут с одинаковым успехом разрабатывать уникальные боевые заряды и мирные новогодние фейерверки.

Сначала был салют

Изобретатель пороха китайский алхимик Ли Тиан причислен к лику святых. А в России моду на фейерверки завел Петр I. Но расцвет пиротехнического искусства произошел в эпоху Екатерины II благодаря стараниям Михайло Ломоносова. Россия стала первой в мире страной, где над секретами потешных огней работал не ремесленник, а выдающийся ученый-химик. Фейерверки, разработанные по рецептам Ломоносова, поражали красочностью и яркостью. Вместе с Иваном Кулибиным они создали первый в мире театр фейерверков, которым восхищались как соотечественники, так и много чего повидавшие иноземцы.

Искусство организации праздничных салютов в России со второй половины ХVII и до начала ХХ века считалось едва ли не лучшим в мире. Даже известный всем бенгальский огонь появился отнюдь не в Индии, а в Санкт-Петербурге.

После 1917 года фейерверки как пережиток царизма были запрещены, специалисты по их разработке просто исчезли. Однако потребность в сигнальных и осветительных ракетах для армии сохранилась. И в подмосковном Загорске организовали небольшое их производство. Затем начали выпускать трассеры для пуль и снарядов, дымовые шашки.

В 1943 году, после победы на Курской дуге, Сталин приказал отметить разгром фашистов артиллерийским салютом. А где было взять этот салют, если в арсеналах снарядов с праздничной пиротехникой просто не было? И на маленьком предприятии в Загорске все его рабочие ночь напролет потрошили уже снаряженные ракеты для пистолетов-ракетниц, набивая их содержимое в артиллерийские гильзы. Никто не знал, что из этого получится. Вышел бы пшик - могли и расстрелять за саботаж. Но салют вождю понравился, не говоря о простых москвичах. Настолько понравился, что Сталин приказал расширить производство и привлечь к разработке фейерверков именитых ученых-химиков. А в 1945 году в Загорске был образован закрытый НИИ N 862, одним из основных направлений которого стало производство систем для праздничных салютов и других пиротехнических средств.

Куда исчез "Шквал"?

Маленький пиротехнический институт расширялся и со временем вырос в крупнейший НИИ прикладной химии. НИИПХ, прикрывшись очень общим названием, стал одним из самых закрытых оборонных предприятий СССР. И сегодня практически вся его продукция идет под грифом "совершенно секретно". Однако кое о чем рассказать можно. Тем более что у этого "кое-чего" аналогов в мире не появилось.

Наверное, все видели, как на различных авиашоу летчики салютуют зрителям, эффектно выстреливая тепловые ловушки, предназначенные для отвлечения на себя инфракрасных головок самонаведения противосамолетных ракет. Но мало кому известно, что специалисты НИИПХ умудрились в эти небольшие тепловые звездочки вмонтировать системы радиоэлектронного противодействия, которые эффективно подавляют радары ПВО и уводят в сторону ракеты с наведением по радиолучу. Если бы такими ловушками были снабжены российские боевые самолеты, выполнявшие свои задачи в Южной Осетии, ни один из них не был бы сбит.

В нашем арсенале есть и уникальные комплексы дымовой защиты наземных и морских объектов, которые сводят на нет эффективность высокоточных крылатых и противокорабельных ракет, даже наводящихся по спутникам.

Только в Загорске, еще до того, как ему было возвращено историческое имя Сергиев Посад, смогли создать такие пиротехнические виды топлива, которые позволили спроектировать гидрореактивный двигатель для ракетоторпеды "Шквал". Скорость движения этого чуда техники под водой - 150 метров в секунду. Огромная энергия позволяет "Шквалу" пробить бортовую броню авианосца, влететь в середину плавучего аэродрома и там взорваться. Две торпеды - и гигантского авианосца типа "Нимиц" нет. Более мелкие корабли разваливаются еще до взрыва боевой части. Это самое мощное неядерное противокорабельное оружие, созданное в ХХ веке. Американцы так и не сумели, даже при помощи шпионов, разгадать секрет гидрореактивного двигателя и его топлива. Впоследствии ВМФ России снял "Шквал" со своего вооружения...

Специалисты секретного боеприпасного НИИ когда-то предложили использовать в качестве "ручной артиллерии" ракеты с термобарической боевой частью. Идея была заманчивой, но трудно реализуемой, так как предстояло увязать вопросы безопасности и очень высокой энергетики. Задача, которая оказалась не по силам военной промышленности НАТО, у нас была решена. Сухопутные войска получили переносную реактивную систему "Шмель", которая равных по боевой эффективности в мире просто не имеет.

Термобарические чудеса

Недавно химики из Сергиева Посада разработали ручные гранаты с термобарическим зарядом. Особенность их в том, что они поражают только врага. В радиусе пяти метров от места взрыва гранаты все живое либо гибнет, либо сильно оглушается. От взрывной волны нельзя укрыться ни в окопе, ни за стенкой, ни за деревом. При этом осколков нет, а на удалении в шесть метров облако детонирующей смеси уже не действует, так что метнувшему гранату бойцу ничего не угрожает. Такие гранаты идеальны в обороне, в наступлении, в лесу, в горах, в городских условиях... Ничего подобного в мире нет, хотя принцип действия термобарической гранаты очень прост.

Есть такое чудо-оружие под детским названием "Буратино", которое рассекретили только в 1999 году. Представляет оно из себя тридцатиствольную ракетную систему залпового огня, размещенную на танковом шасси, а называется тяжелой огнеметной системой (ТОС-1). Площадь сплошного поражения одним залпом этой системы - миллион квадратных метров. Достигается это использованием в боевых частях ракет объемно-детонирующих смесей, разработанных в НИИПХ.

ТОС-1 показал высочайшую эффективность еще во время нашей войны в Афганистане. На Западе пытались создать аналогичные по мощности боеголовки для своих ракет, но так и не смогли. "Буратино" остался уникальным достижением отечественной оборонки. А ведь по сути своей он прост, как деревянная кукла папы Карло.

прямая речь

"Все гениальное - просто"

Николай Вареных, директор НИИПХ, лауреат Государственных премий СССР и России:

- Практически все наши разработки при ближайшем рассмотрении оказываются очень простыми. Однако, чтобы добиться решения сложнейшей задачи самым элементарным способом, надо быть гением. Любимая фраза Шерлока Холмса: "Это же элементарно, Ватсон". Но весь сыск Скотланд-Ярда, состоявший не из самых глупых людей, не мог усмотреть эти элементарные вещи. Не литературный герой, а реальный инженер-изобретатель Томас Эдисон был способен ударом молотка запустить стопоривший электрогенератор. И только он знал, куда именно надо ударить. Никола Тесла строил, казалось бы, элементарные с научной точки зрения энергетические установки, демонстрируя электрические чудеса. Однако никто, даже спустя сто лет, так и не смог повторить его "простые" опыты.

У нас работают выдающиеся специалисты, но гениальным, наверное, надо считать весь коллектив, складывавшийся десятилетиями. А известность предприятие получило в начале 1990-х, когда мы стали основными производителями праздничных фейерверков. Однако гражданская продукция - это лишь несколько процентов ото всего, что мы выпускаем.