Пока "Правое дело" подсчитывало своих членов, готовясь к регистрации партии в минюсте, клубы "единороссов" переругались из-за антикризисных инициатив партии.
"Большинство уже есть", - деловито отреагировал один из сопредседателей "Правого дела" Леонид Гозман на вопрос о том, как идет формирование численного состава новой партии.
Напомним, что ПД появилась из трех партий - "Гражданской силы", Демпартии и СПС, а такой порядок требует проведения учредительных конференций примерно в половине субъектов Федерации, чтобы подать документы для регистрации в минюст. Кроме того, нужно набрать более 50 тысяч членов, но с этой проблемой "праводельцы", похоже, уже разделались. 42 тысячи членов в результате проведенных в последние две недели в ПД уже есть, осталось набрать более 8 тыс. членов, а это уже нетрудно и будет сделано самими регионами в рамках формирования местных и первичных отделений партии. Так что документы в минюст "праводельцы" готовы отнести уже до нового года. Правда, не везде процесс идет гладко - московскую партконференцию перенесли на январь. "Конечно, есть проблемы, но это нормально, в Москве не может быть просто, как не было просто в Питере, но там в среду прошла учредительная конференция, - сказал Гозман, - такого рода процесс не может идти легко и бесконфликтно, но он идет - и это важно".
- В ближайшее время мы будем иметь свои структуры в подавляющем большинстве регионов РФ, а это означает, что партия сформирована и может начать нормально работать, - заявил Леонид Гозман.
Он опроверг информацию о том, что бывшие члены СПС предпочли "Правому делу" оппозиционное движение "Солидарность" (оно было учреждено в минувшую субботу с участием Гарри Каспарова, Бориса Немцова. - Прим. "РГ").
"Очень небольшое число наших бывших коллег по партии, может быть, не более 1%, перешло к ним, а вообще они нам не конкуренты, прежде всего потому, что не являются политической партией. Но если бы и были политической партией, то были бы конкурентами "Яблоку" или "нацболам", - полагает сопредседатель "праводельцев".
Впрочем, есть секреты, которые в ПД еще не хотят до поры до времени раскрывать. Именно так в руководстве партии реагируют на вопросы о новых символах, что не может не интересовать после того, как Евгений Чичваркин (помимо брендинга ему поручено еще и создание столичной парторганизации) пообещал вместо уже объявленной звезды еще и сердечки и даже, может быть, квадратики.
"Звезда является частью устава утвержденного символа партии, вот в уставе сказано, что наш символ - полотнище наподобие флага, где написаны слова "Правое дело", более мелкими буквами "Свобода, собственность, порядок", а в правом верхнем углу - стилизованная звезда в цветах триколора. То есть сама по себе звезда - не символ партии", - объяснил Леонид Гозман. Вот именно этот комплекс в целом считается символом и именно его будут размещать в квадратике в избирательном бюллетене. "Во всем остальном партия может выбирать и менять по своему усмотрению, что касается сердечек-квадратиков, то пока это не более чем проекты, которые будут утверждаться, но я надеюсь, что Чичваркин сделает хорошо - у него огромный опыт и есть история успеха, бренд "Евросети" дает узнаваемость более 90%", - пояснил Гозман. Возможно, что первые элементы партийной саморекламы ПД станут известны на следующей неделе.
Тем временем "Единая Россия" без всяких внятных причин отложила программное заявление, которое должен был сделать председатель высшего совета партии Борис Грызлов вчера на конференции в Москве под названием "Государство и бизнес - перспективы взаимодействия". Вероятно, Грызлов как руководитель программной комиссии в партии, взявший к тому же на себя обязанность выслушивать антикризисные инициативы трех клубов, просто решил подождать, пока все они не успокоятся. Напомним, что в начале недели социально-консервативный клуб (сокоординаторы - Андрей Исаев и Игорь Игошин) выступил с "Открытым письмом" к руководству партии. "Социальщики" призвали сосредоточиться на поддержке человека, а не государственных институтов, и тут же получили обвинения в "левизне". Государственно-патриотический клуб, собиравшийся на этой неделе во вторник, без прямой полемики тихо гнул свою линию: так, координатор клуба Ирина Яровая предлагала мониторить прохождение денег через банки, куратор общественных приемных ЕР Михаил Бабич требовал нового законодательства для оборонных предприятий, в общем, делали много "маленьких добрых дел". Зато вот в либерально-консервативном клубе "4 ноября" на высказывания однопартийцев отреагировали непривычно жестко для единороссов.
"Предложения, которые сегодня звучат, в том числе, от коллег-единороссов, - они четкие и понятные, но связанные с неким ручным управлением и подобны правилам, которые некогда вырабатывал Госплан", - не без ехидства заметил глава Комитета ГД по конституционному законодательству и госстроительству Владимир Плигин (он один из создателей "4 ноября"). Плигин напомнил, что в нынешний кризис Россия вошла, имея более устойчивое положение, "мы начинаем преодоление колебаний не с минуса и не с нуля, что дает нам определенные преимущества". Поэтому он призвал не отказываться от многоукладной экономики и содействовать развитию института частной собственности. "Выйти на новую точку равновесия в условиях мирового экономического кризиса необходимо", - соглашался и его коллега по клубу директор Института общественного проектирования Валерий Фадеев. Он предложил отрегулировать "цены на труд, на транспорт и на стройматериалы" и не отказываться от "реализации стратегических планов". Скептическое отношение либерал-консерваторов в ЕР к пакету социальных мер высказал и депутат ГД Андрей Макаров. Он полагает, что эти решения просты и понятны, но "фактически они сводятся к раздаче денег, что не изменит положение бизнеса и не принесет институциональных изменений, тогда условия существования и развития бизнеса останутся прежними". Сегодня либералы намерены провести свою пресс-конференцию, чтобы озвучить свое негодование. Видимо, чтобы дать однопартийцам спустить пар, Грызлов и решил пока помолчать.