Детская железная дорога поссорила взрослых екатеринбуржцев

Скандал разгорается вокруг проекта СвЖД- реконструкции свердловской Детской железной дороги (ДЖД).

200 жителей Екатеринбурга обратились в Генпрокуратуру РФ с требованием остановить работы в Центральном парке имени Маяковского - особо охраняемой природной территории областного значения. Горожане возмущаются, что для строительства двух "железных" колец и вокзального комплекса надо вырубить около четырех гектаров соснового леса.

- Мы требуем провести публичные слушания проекта реконструкции, а до тех пор - заморозить любые работы, связанные с вырубкой парка, - заявил активист Виктор Дымшаков.

Экологи уже окрестили местный парк Маяковского "золотым фондом УрФО". Это один из самых больших парков в России - площадь ЦПКиО около 100 гектаров, половина из которых - лес.

Через полтора года свердловской ДЖД исполнится полвека - отметить это событие руководство СвЖД собирается коренной реконструкцией дороги. Если сегодня двухкилометровое кольцо ДЖД тянется по окраинам парка, то согласно новому проекту прямо в центральной части ЦПКиО должны появиться новые вокзал, депо, учебный центр, семь остановочных пунктов, несколько мостов и две стальные колеи длиной 4,5 километра. Чтобы воплотить проект, управление дороги готово потратить миллиард рублей. Два года назад тогдашний начальник СвЖД Шавкет Шайдуллин предложил губернатору области "обновить дорогу" - и получил добро. В 2006 году Эдуард Россель придал проекту реконструкции ДЖД статус губернаторской программы. Следом нужные постановления приняли областное правительство и глава города.

- Строительство новых колец неизбежно еще и потому, что львиная доля нынешней ДЖД попадает под снос из-за грядущего строительства на этом участке дублера Сибирского тракта, - рассуждает директор ДЖД Андрей Ткаченко. - Для нас ДЖД - не просто аттракцион, а альма-матер для детишек, которые мечтают обучиться железнодорожному мастерству. Каждый год горожане приводят к нам сотни детей, 80 процентов подростков потом пытаются поступить в железнодорожные вузы.

Директор ЦПКиО Владимир Черменинов уверен, что с помощью реконструкции ДЖД парк Маяковского удастся вывести в пятерку лучших парков России. По его словам, по городской программе ЦПКиО должен полностью преобразиться к 2015 году, на это запланировано 500 миллионов рублей из городского бюджета, такая же сумма ожидается от инвесторов. Одним из первых стала СвЖД: дорога готова за свой счет перенести детские аттракционы и обустроить новую развлекательную зону для детишек.

Земля парка принадлежит области, чтобы начать строительство, СвЖД нужно получить разрешение двух ведомств - МУГИСО и министерства природных ресурсов области. Тогда участок будет передан СвЖД. Согласование документов идет уже три года. Меж тем решение вывести из категории особо охраняемой территории 7,71 гектара областное правительство приняло в сентябрьском нынешнего года постановлении N 1027. При этом экологическая экспертиза проекта не проводилась.

В комиссии по охране природы УрО РАН сокрушаются, что такая ситуация не редкость. Комиссия работает уже много лет, ежегодно рассматривая более десятка обращений, связанных с вырубкой участков леса.

- Наши заключения носят рекомендательный характер, - говорит ученый секретарь комиссии Вячеслав Власенко. - Министерство природных ресурсов может самостоятельно решить, давать или нет разрешение на вырубку. Закон об охране природы достаточно жесткий, но интересы развития города и охрана природы неизбежно конфликтуют. Например, когда в Октябрьском районе в сквере рядом с городком чекистов стали вырубать деревья, к нам обратились возмущенные горожане. Мы определили, что частичная замена деревьев и правда нужна, но именно замена, а не вырубка под стоянку. Администрация вроде бы учла наши рекомендации, но недавно снова звонили горожане и сообщили, что обязательства чиновников не выполнены.

Как сообщил нам источник в правительстве, с января 2007 года по 20 ноября 2008-го правительством области принято порядка 30 постановлений, согласно которым из статуса особо охраняемых природных территорий выведен 191 гектар. Сколько леса восстановлено, данных нет.

Сейчас управление Генпрокуратуры РФ в УрФО проверяет заявление екатеринбуржцев.

- Если прокуратура не углядит оснований для возбуждения уголовного дела, мы обратимся в суд с требованием отменить постановление о выводе участка из категории ООПТ, - говорит Виктор Дымшаков.

Комментарии

Андрей Альшевских, депутат Свердловской облдумы:

- Процедура вывода парковых территорий из категории особо охраняемых зон очень проста. Несколько лет тому назад Законодательное собрание региона одобрило законопроект, согласно которому свердловское правительство определяет границы особо охраняемых территорий. Тогда я выступал против такого решения.

Сейчас чиновники "штампуют" пачками подобные постановления, а депутатам областной Думы невозможно повлиять на ситуацию, так как все полномочия у исполнительной власти.

Следует утверждать каждую особо охраняемую зону в виде приложений в действующий областной закон. Таким образом, любое изменение границ соответствующих земельных участков хотя бы на один сантиметр повлечет пересмотр всего закона через Заксобрание. И депутаты смогут контролировать сохранность особо охраняемых территорий.

Константин Крючков, министр природных ресурсов Свердловской области:

- Проект реконструкции ДЖД не проходил государственную экологическую экспертизу, поскольку не является объектом такой экспертизы регионального уровня. Постановление правительства о реконструкции ДЖД было принято согласно генплану развития Екатеринбурга до 2025 года, который прошел государственную экологическую экспертизу. Постановления об изменении границ охраняемых территорий содержат пункт об обязательном проведении лесовосстановительных работ на равной площади.