22.12.2008 16:11
    Поделиться

    Cербский "паровозик из Ромашково" стал испытанием для косовской независимости

    Появление в одном из северных сербских анклавов Косово обыкновенного пассажирского поезда неожиданно вызвало бурную реакцию со стороны албанских властей, а также обнажило полную неразбериху, существующую в сфере распределения полномочий и зон ответственности в Косово между миссиями ООН, ЕС, Приштиной и Сербией.

    Вроде бы ничем не отличающийся от остальных рейсов, почти ежемесячно отправляющихся из Белграда, этот безобидный сербский "паровозик из Ромашково" почему-то стал вдруг настоящим испытанием для косовской независимости. Пассажирский поезд, почти на сорок километров углубившись на территорию Косово, проследовал до населенного пункта Звечан (анклав находится чуть выше северной Митровицы).

    Сразу после этого "незаконного вторжения" представители высокопоставленного руководства Приштины начали выступать с резкими заявлениями, осуждающими подобный "произвол и беззаконие". Министр транспорта в косовском правительстве Фатмир Лимай, три года назад еще находившийся в камере Гаагского трибунала под следствием по обвинению в совершении военных преступлений, сказал, что заход поезда на территорию независимого государства без получения предварительного разрешения является нарушением суверенитета страны. "В соответствии с положениями транспортного кодекса, а также других законодательных актов Косово, для любого передвижения поезда, предполагающего пересечение государственной границы, требуется наличие соответствующего разрешения", - прокомментировал министр. Более того, Лимай намерен официально обратиться к властям начавшей функционировать с девятого декабря миссии ЕС с требованием не допускать впредь подобных незаконных проникновений на территорию Косово сербских поездов без согласования с Приштиной.

    Один из лидеров косовской оппозиции Неджет Даци пошел еще дальше в своей критике. Он, в частности, заявил, что власть в Косово становится все слабее, вместо того, чтобы укреплять и расширять свою легитимность. "С принятием Конституции новообразованного государства наши позиции на внутриполитическом поле и на международной арене только ухудшаются. Кто угодно может когда угодно приехать из Сербии и развернуть здесь любую кампанию", - отметил он.

    Правовая коллизия ситуации состоит в том, что миссия ООН (МООНК) уже сложила с себя полномочия временной администрации Косово, миссия ЕС (EULEX) пока еще находится в стадии расквартирования, а недавно утвержденный СБ ООН план Пан Ги Муна из шести пунктов, разделяющий сферы ответственности в управлении Косово между Приштиной и Белградом, по своей сути изначально является противоречивым. Представители МООНК кивают на EULEX, говоря, что "мы уже здесь не при чем", а в миссии ЕС разводят руками и разъясняют, что "до окончательного согласования это входит в зону ответственности МООНК". Белград вообще изображает недоумение по поводу столь яркой реакции на курсирование поездов, ни на секунду не сомневаясь в том, что "Косово - это неотъемлемая часть территории Сербии". "Это так же, как проехать на машине. Передвижение на автомобиле ведь не вызывает никаких негативных эмоций", - удивляются в Сербии.         

     

    Поделиться