Повысить темпы закупок зерна в государственный интервенционный фонд, наладить хранение урожая и ускорить расчеты с сельскими хозяевами потребовал первый вице-премьер Виктор Зубков на селекторном совещании с регионами.
Такого урожая зерна, как в этом году, в России не было с 1992 года, но его много и в других странах. И цены на зерно падают стремительно.
Сейчас на российском рынке пшеница - наш основной экспортный товар - стоит дороже, чем на мировом. Продажи за рубеж практически остановились, сельские хозяева не могут реализовать зерно по справедливой цене. Все это чревато снижением посевных площадей и низким урожаем в следующем году.
Виктор Зубков заявил, что сейчас важно не допустить потерь выращенного зерна и создать условия для развития производства в следующем году. Правительство явно рассчитывает не растерять темпов роста в сельском хозяйстве, достигнутых в ходе реализации нацпроекта "Развитие АПК" и за первый год действия Государственной программы развития сельского хозяйства.
Виктор Зубков напомнил, что неделю назад было решено "закрепить" за аграриями 866 миллиардов рублей кредитных ресурсов. Из них 520 миллиардов - субсидированных кредитов. Причем, если раньше казна покрывала две трети процентной ставки, то теперь государство возьмет на себя 80 процентов ставки. А по некоторым данным - и все 100 процентов. В результате в следующем году 340 строящихся животноводческих объектов будут сданы в эксплуатацию, несмотря на кризис.
Одно из важных направлений поддержки АПК - закупочные интервенции, которые государство ведет на рынке зерна практически с середины августа. Однако, по признанию главы минсельхоза Алексея Гордеева, до ноября закупки шли вяло. Аппарат министерства, сказал Алексей Гордеев, оказался не готов к решению масштабной задачи, которую поставил высокий урожай. А, попросту говоря, предложенная минсельхозом цена не устроила растениеводов. Правительство приняло решение повысить ее, увеличить интенсивность торгов, аккредитовать дополнительные элеваторы для хранения зерна. И сейчас каждую неделю в интервенционный фонд поступает не менее 0,5 миллиона тонн зерна. К новому году, надеется Алексей Гордеев, будет уже около 5 миллионов тонн зерна. А к февралю еженедельно в фонд будут закупать уже по 0,6 миллиона тонн зерна.
Представители регионов, однако, указали на ряд проблем, с которыми приходится сталкиваться участникам интервенционных торгов. Главная из них - долгое ожидание денег за поставленное зерно. Председатель правления Россельхозбанка Юрий Трушин заявил, что никаких объективных причин для задержек оплаты нет. Тем не менее на практике деньги идут медленно - Виктор Зубков даже не стал оглашать рекорды ожидания денег. Кроме того, в аграрных регионах указывают: если в конце первого - втором квартале нового года зерно не начнет уходить с элеваторов, возможны проблемы с размещением урожая следующего года.
Эксперты считают, что часть зерна уйдет в животноводство, которое будет интенсивно развиваться. Некоторые надеются на возобновление экспорта. Впрочем, государство закупает пшеницу по довольно высокой цене. Возможно, на мировом рынке зерно будет стоить дешевле довольно долго. Выходом из положения может стать перемещение зерна в те регионы, где его мало. Например, на северо-запад страны. Железнодорожники вполне в состоянии осуществить такую переброску. Из-за снижения объемов перевозок вагоны у них сейчас есть. При этом Виктор Зубков и Алексей Гордеев предложили снизить тарифы на перевозки. В противном случае "перемещенное" зерно окажется золотым.