Минфин: В 2009 году бюджеты регионов потеряют 800 миллиардов рублей

По предварительным оценкам минфина, в 2009 году консолидированный бюджет субъектов РФ потеряет порядка 700-800 миллиардов рублей. Это почти шестая часть доходных статей региональных бюджетов. Причина проста - сокращение прибыли из-за сжатия экономики в условиях кризиса, и как следствие, снижение налога на прибыль. О том, на какую помощь со стороны федерального центра могут надеяться региональные власти, наш корреспондент попросил пояснить заместителя министра финансов РФ Антона Силуанова.

- Антон Германович, как регионы справятся с таким большим выпадением доходов? Да и откуда взялись такие суммы? Что касается налога на прибыль, то сокращение ставки взял на себя федеральный центр.

- Налог на прибыль снижается из-за падения динамики социально-экономического развития. Сейчас идет сокращение спроса на продукцию предприятий, поэтому сокращается выручка предприятий и прибыль предприятий. Сжимается экономика, в этих условиях страдают все: и федеральный бюджет, и региональные.

Мы ожидаем также и уменьшения поступлений от налога на доходы физических лиц, но не в таких объемах, несмотря на планируемый рост зарплат в бюджетной сфере.

- Минфин обещал компенсировать регионам их потери. Прозвучала сумма в 25 миллиардов рублей. Это будет не мало?

- Потери регионов в результате изменения налогового законодательства будут компенсированы в полном объеме за счет передачи им дополнительных доходов от 0,5 процента ставки налога на прибыль и части акцизов на нефтепродукты. Около 25 миллиардов будет выделено из федерального бюджета на сбалансированность бюджетов субъектов РФ. Помимо этого мы увеличиваем объем бюджетных кредитов с 20 до 100 миллиардов рублей. В этом году, к примеру, общий объем кредитов, которые региональные власти взяли в коммерческих банках, составил около 150 миллиардов рублей, а в следующем, повторю, только бюджетных кредитов будет предоставлено на сумму в 100 миллиардов рублей.

Естественно мы не ставили целью закрыть все дырки бюджетными кредитами. Перед нами стоит задача помочь субъектам РФ в частичной компенсации выпадающих доходов. Мы должны помочь субъектам спланировать на следующий год бюджеты так, чтобы в них были определены приоритетные расходы, без которых невозможно обеспечить выполнение расходных обязательств регионов.

- По вашим оценкам, какие регионы просядут больше всего?

- Те, которые имеют развитую экономику, где в качестве крупнейших налогоплательщиков выступают предприятия металлургические, угольные, сырьевого сектора. В наибольшей степени это затронет такие субъекты как Липецкая, Белгородская, Омская области, Красноярский край.

Это в основном регионы-доноры, в которых за последние годы сильно выросли доходы, и где была создана большая инфраструктура, которую придется содержать.

- Как поведут себя нефтедобывающие регионы? У них и без кризиса возникли потери. Снижение мировых цен на нефть началось еще летом.

- В первую очередь, это касается Ханты-Мансийского автономного округа. Там действительно идет проседание доходов, но не катастрофическое. Если в ноябре поступления от НДПИ сократились на 68 процентов по сравнению с аналогичным периодов прошлого года, то с начала года поступления от этого налога выросли на 46 процентов. Так что пока задел, который образовался за 11 месяцев текущего года в регионе, есть. В следующем году ситуация может сложиться значительно хуже.

Как бы это парадоксально не звучало, в условиях кризиса, в связи со снижением дифференциации бюджетной обеспеченности может возрасти количество регионов доноров. А разница между 10 высокообеспеченными и 10 низкообеспеченными регионами снизится.

- Как вы думаете, не пойдут ли в условиях нехватки средств региональные власти на выпуск облигаций? Это неплохой источник дохода, и некоторые субъекты им пользуются.

- Это раньше был неплохой источник финансирования дефицита бюджета. В нынешних условиях региональные облигации вряд ли будут пользоваться спросом, так как ликвидности у банков становится все меньше. В ноябре-декабре текущего года целый ряд регионов планировали размещение облигаций на рынке, но так и не смогли этого сделать. Банки сегодня отказываются вкладывать деньги в такого рода инструменты.

- А если попытаться пустить на этот рынок нерезидентов? Ставки-то в условиях инфляции будут высокими?

- Вряд ли они будут им интересны. Это могло бы быть нормально в обычных условиях. Сейчас интерес к развивающимся рынкам не такой как был раньше, даже, несмотря на то, что у нас высокая ставка по депозитам и облигациям. Кроме того у нас законодательство не предусматривает возможность выхода субъектов на внешние рынки.

- Есть еще одна проблема - ВПК. Заводы останавливать нельзя, а они нуждаются в оборотных средствах. Большинство из них выполняют гособоронзаказ. Что будет с ними?

- Сейчас в минфине создана межведомственная комиссия по поддержке предприятий ВПК, на которой мы пытаемся свести воедино интересы банков и предприятий оборонного комплекса. Речь идет в основном об оборотных средствах. Мы работаем в ежедневном режиме, рассматривая примерно по два предприятия в день на предмет доступности кредитных ресурсов. Сегодня, как вы знаете, в коммерческих банках проценты по кредитам доходят до 20-25 процентов. В то время как стоимость кредитов у госбанков значительно ниже. В рамках решений, принимаемых на нашей комиссии, ставки по кредитам не превышают 16 процентов.

Более того, мы идем на гарантийную поддержку, если у каких-либо предприятий не получается заимствовать ресурсы. На одном из последних заседаний правительства прозвучала рекомендация Госдуме о внесении изменений в закон о бюджете и Бюджетный кодекс, по субсидированию процентных ставок и кредитов, так как их стоимость возросла даже в госбанках с 8-10 до 14-16 процентов. На эти цели правительство выделило 50 миллиардов рублей.

Есть различные механизмы господдержки. Это и вопросы капитализации, и субсидированных процентных ставок, и увеличение средств на предупреждение банкротства предприятия. Так что у нас в руках целый набор механизмов и гарантий, которыми мы пользуемся при рассмотрении ситуации с предприятиями ВПК.

Но в большей степени это касается тех предприятий, которые занимаются реализацией коммерческих контрактов в рамках военно-технического сотрудничества. Помимо объективных проблем, мы видим, что случаются чисто управленческие просчеты при определении цены продукции, в том числе, из-за изменения курсовых прогнозов.

Курс рубля за последние годы укреплялся, в рублевом эквиваленте выручка уменьшалась. А затраты по предприятиям, как правило, рублевые. Сейчас ситуация стала меняться, и, на наш взгляд, она пойдет на пользу промышленности, в том числе и ВПК.

На тех предприятиях, которые выполняют заказы в рамках гособоронзаказа проблем, как правило, не возникает, так как у них есть возможность закладываться в высокую рентабельность - до 25 процентов .

-Вы уже рассмотрели несколько регионов, какие наиболее заметные "перекосы" в бюджетах на 2009 год? Некоторые субъекты продолжают жить по старинке. И как раньше пытаются планировать свои возможности по привлечению доходов и кредитных ресурсов. Если помните, еще месяц тому назад регионы рапортовали о том, что они заложили в бюджеты повышение фонда оплаты труда на 30 процентов. Хотя, когда принималось подобное решение на федеральном уровне, мы исходили, в своих расчетах из того, что федеральные учреждения по своей сути являются более квалифицированными. В них идут большие капитальные вложения в оборудование. Речь идет о высших учебных заведениях, академиях, а не школах или дошкольно-образовательных учреждениях. Люди, которые работают там, имеют на порядок выше квалификацию и образование. Но так получилось, что зарплата федеральных работников была намного ниже, чем в регионах и на местах. Особенно это произошло в экономически более сильных субъектах.

В результате получилось, что не была создана конкурентоспособная среда. Поэтому, мы заложили 30-процентную индексацию зарплат для бюджетников и чиновников федерального уровня. Что касается регионов то, отмечу, те из них, которые еще летом приняли подобное решение, сейчас от него отказались. Хотя кто-то из регионов может себе это позволить, так как у них осталась достаточно высокая база.

- Какие статьи расходов сейчас в первую очередь секвестрируются в региональных бюджетах?

- Первое - это инвестиционные расходы. Субсидии, материальные затраты, касающиеся транспортных услуг. Мы стараемся не конкретизировать решений, и не выставлять никаких требований. Этот вопрос должны решать сами субъекты. Они лучше знают, где можно сократить расходы, а где нельзя.

Некоторые из регионов, проведя ревизию своих расходов, выяснили, что у них есть запасы. К примеру, обнаружилось, что в некоторых школах есть зубные кабинеты с протезированием. Я не спорю, что школе нужны, и врач, и медсестра. Но зубной кабинет, с таким оборудованием в школе? Так что к вопросам сокращения расходов требуется подойти творчески. И сокращать расходы без ущерба выполнения тех или иных бюджетных услуг.

Отмечу, что будет пересматриваться и статья финансирования зарплат, премий и надбавок в госкорпорациях. В них, в свое время, устанавливались довольно-таки высокие зарплаты для того, чтобы создать конкурентную среду с частным сектором. Сейчас ситуация изменилась: бизнес сокращает персонал, ужимает фонды оплаты труда своих сотрудников, не говоря уже о премиальных. Поэтому, сегодня требуется принять аналогичные решения и по отношению к работникам госкорпораций.

Но вот, что касается расходов на коммуналку, то здесь никаких сокращений расходов не планируется, из-за роста тарифов. Эту статью расходов требуется даже увеличивать.

- Как ситуация выглядит на местах? С 1 января вступает в полную силу закон о местном самоуправлении. На муниципалитеты свалится вал полномочий, которые они должны подкрепить источникам доходов. Ведь регионы ужимаясь в расходах, могут перекрыть "кислород" местным властям?

- Действительно, субъекты РФ сокращают субсидии местным бюджетам. Они, конечно, выполнят свои обязательства по выравниванию бюджетной обеспеченности, но другие виды финансовой поддержки будут сокращены, так как региональным властям самим не будет хватать доходов для выполнения всех полномочий.

Так что в следующем году и здесь могут быть проблемы, но, на мой взгляд, небольшие. Местные бюджеты имеют достаточно устойчивые доходные источники: налог на доходы физлиц (НДФЛ), налог на недвижимость граждан и земельный налог. Снижение НДФЛ, по нашим оценкам, составит не более 5-10 процентов. Правда, ситуация быстро меняется.