До 15 января в правительство должны быть представлены предложения о мерах финансовой поддержки предприятий обрабатывающей промышленности, в том числе о предоставлении налоговых кредитов по уплате налога на прибыль и налога на добавленную стоимость. Такое поручение премьер России дал минфину, минэкономразвития с участием общероссийской общественной организации "Деловая Россия".
Упущенные возможности
О том, что меры поддержки нужны, мы говорили давно. Предупреждали еще в середине июля, когда никто не говорил о кризисе. Тогда "Деловая Россия" выступила с обращением о необходимости принятия срочных мер для спасения российского производства. Его подписали более трехсот ключевых бизнесменов, представленных в организации. Мы говорили о том, что российские предприятия становятся нерентабельными, сокращают объемы производства и массово закрываются. Производить стало невыгодно - проще купить товар в Китае и продать. В сложном положении летом были уже многие отрасли - металлургия, автомобилестроение, лесная, целлюлозно-бумажная и деревоперерабатывающая промышленность, в меньшей степени - производство строительных материалов.
Тогда мы говорили о том, что положение можно изменить, можно избежать кризиса. Для этого нужно было еще до осени, уменьшить наиболее проблемный, затратный, коррупционный для предпринимателей налог - НДС. Этого сделано не было, и теперь, вместо того чтобы вовремя сработать на предотвращение кризиса, нам приходится думать о том, как бороться с его последствиями. Данные очередного, ноябрьского, опроса предпринимателей "Деловой Россией" (это семь с половиной сотен руководителей, представляющих реальный сектор экономики) говорят о нарастающем снижении объемов производства. А еще - об уменьшении платежеспособного спроса на продукцию российских предприятий, о снижении прибыли, о котором рапортуют 66% опрошенных нами бизнесменов.
Существенно изменились и ожидания руководителей предприятий. В октябре 45% опрошенных были уверены, что в ближайшие 2-3 месяца объем производства останется на прежнем уровне, 30% - что он снизится, и 22% - вырастет. В ноябре прогнозы стали более пессимистичны: более половины опрошенных (54%) ожидают снижения объемов производства, о сохранении прежнего уровня говорят 34%.
А откуда бы взяться иным ожиданиям? Если в октябре для половины опрошенных платежеспособный спрос на их продукцию был ниже нормы, то в ноябре такую оценку дали уже 67%. При этом 55% предпринимателей полагают, что в ближайшие месяцы он будет снижаться и дальше.
Какие нужны меры
Понятно, что простым копированием антикризисных решений, которые могут работать в западных странах, наши проблемы не решить. Мы уже убедились в этом на примере поддержки государством банковского сектора, создавшей финансовый тромб, нежели оказавшей действенную помощь реальному производству. Почему бы в таком случае, например, не обратиться к опыту Восточной Европы, к системе, основанной не на прямых инвестициях, а на субсидиях и государственных гарантиях?
Меры по поддержке отечественного бизнеса, представленные Владимиром Путиным на съезде партии "Единая Россия", - крайне важный и давно ожидаемый от государства реальным сектором экономики шаг. Но, с точки зрения предпринимателей несырьевого сектора, предложенный пакет мер представляется не совсем достаточным, а ряд предложений вызывает сомнения в их результативности. Так, снижение налога на прибыль для многих предприятий вряд ли принесет какой-либо эффект, если учесть, что прибыли может вообще не быть.
Налоговый кредит и госгарантии
В чем наши предложения? Часть инициатив "Деловой России" прозвучали на недавнем заседании Совета по конкурентоспособности и предпринимательству. Мы предложили предоставить предприятиям налоговый кредит по уплате налога на прибыль и налога на добавленную стоимость. При этом с рассрочкой платежей начисленных сумм налогов за III и IV кварталы 2008 года сроком на два года под ставку рефинансирования Банка России. Другой важной и срочной мерой антикризисного характера должно стать предоставление государственных гарантий предприятиям обрабатывающей промышленности, нуждающимся в получении кредитов. Срок их действия - один год в объеме до 50 % от суммы кредита при условии кредитования коммерческим банком по ставке не выше 15 % годовых. На заседании Совета премьер Владимир Путин поддержал эти наши предложения.
Еще часть предложений остаются прежними. Снижение НДС с 18 до 12 %, которое даст предприятиям столь необходимые им сейчас денежные средства, - одно из них. О налоге мы говорим с властью не первый год. Пока бесполезно - упираемся в стену. В этом плане поучителен пример Великобритании. Английских лейбористов всегда обзывали социалистами. Но кризис заставил их поправеть и пойти на снижение НДС. Они поняли, что нельзя нагрузить бизнес налогами и одновременно с этим заставить его спасать экономику. В полной налоговой выкладке бизнес тяжел и неповоротлив - он думает о том, как выжить, а не как развиваться. Не самое ли сейчас время последовать этому примеру?
Мировой финансовый кризис подобен пожару. Когда горит дом, его надо тушить всеми доступными средствами и способами. Мы же вместо того, чтобы включить насос (как это уже делают наши соседи), до сих пор носим воду ведерками. И очень беспокоимся об уровне воды в колодце через год-два. Правда, на пепелище колодец уже не понадобится.
Снижение налогов для выхода из кризиса
В наступающем году не будет высоких цен на нефть и не будет легких денег. Думаю, большинству из нас это давно уже ясно. И вывод здесь можно сделать только один: власть должна коренным образом пересмотреть свое отношение к российскому производителю. Если она по-прежнему будет опираться исключительно на сырьевых сверхгигантов, у нашего бизнеса не будет сил бороться с кризисом. И вся тяжесть борьбы все равно ляжет на плечи государства. Правда, потом неминуемо должно будет произойти огосударствление бизнеса. Другого пути в подобной ситуации не бывает.
Из такого рода кризисов страна и мир обычно выходят с новой экономикой. Поэтому имеет ли сегодня смысл считать последствия снижения НДС или замены его налогом с оборота? Будут новые условия, для которых не годятся старые расчеты. Но ясно одно - для ликвидации последствий кризиса необходимо максимально широко задействовать предпринимательскую инициативу. Мы быстро преодолели последствия дефолта, так как в экономику включились миллионы людей, поверивших в снижение налогов на личные доходы. Плоская налоговая шкала и 13% налог стали двигателем экономического развития и роста. После кризиса нам снова нужен будет рывок. И стимулировать его на этот раз должна будет отмена или серьезное сокращение НДС.
Снижение налогов - это допинг для экономики. Об этом говорит и опыт других стран, прибегнувших к нему в условиях кризиса. Надо только помнить, что вводить его (как и всякое лекарство) надо вовремя. Покойникам допинг не помогает.