Новости

23.12.2008 03:00
Рубрика: Культура

Оппозиция - это когда меньшинство

Так считает новое руководство Союза кинематографистов, но не все с ним согласны

В понедельник вечером в Союзе кинематографистов России прошла первая пресс-конференция его нового председателя Марлена Хуциева и членов правления. Событием заинтересовалась пишущая братия и некоторые радиостанции...

Среди многочисленных участников пресс-конференции впервые за многие годы обнаружились молодые лица - члены большой группы кинематографистов поколения 20-40-летних, подавших коллективное заявление о вступлении в обновляющийся СК: Елена Яцура, Андрей Прошкин, Алексей Герман-младший, Валерия Гай Германика и другие.

Марлен Хуциев начал свою вступительную речь тем, чем закончил съезд: необходимо наконец установить творческий мир. Если война в СК будет продолжаться, то некогда будет заниматься кинематографом. "В газетах, по радио и телевидению все время говорят о какой-то "оппозиции". Но оппозиция - это всегда меньшинство. А съезд продемонстрировал редкостное единство мнений огромного большинства кинематографистов - и это уже не оппозиция".

Режиссер Гарри Бардин отметил: съезд состоялся, кинематографисты страны сказали свое слово и доверили Марлену Хуциеву важное дело - собрать полуразрушенный творческий союз.

Были оглашены две телефонограммы. Первая поступила из Санкт-Петербурга от Алексея Германа. Автор "Двадцати дней без войны" сообщал, что десять лет назад он вышел из СК, хлопнув дверью, и теперь приветствует новое правление творческого союза. Вторая подписана Эльдаром Рязановым. Знаменитый режиссер выражал сожаление, что не мог участвовать в работе съезда по болезни. "Мы обязаны сохранить наше кинематографическое братство, - писал Рязанов. - Поезд справедливости всегда опаздывает, и я поздравляю всех с тем, что на этот раз он пришел вовремя".

Был задан вопрос о программе нового руководства. Марлен Хуциев сказал, что первая задача - преодоление драматических обстоятельств, все последние годы мешавших заниматься творчеством. Нужно восстановить в СК былой климат дружественности, который позволял людям разных кинематографических профессий ощущать себя единым творческим сообществом. И вернуть кинематографу право снова называться искусством, вернуть его социальную роль. Сейчас как никогда важно, чтобы кино помогало позитивным процессам в обществе, которое сегодня особенно нуждается в поддержке искусства.

Социолог, главный редактор журнала "Искусство кино" и член Совета по развитию российского кино Даниил Дондурей особо подчеркнул роль новых кинематографических поколений в выработке идей, как организационных, так и творческих, и назвал прием 60 молодых кинематографистов в члены СК выдающимся событием в жизни нашего кино. Дондурей выразил недоумение по поводу постоянно фигурирующего в прессе слова "раскол". "Это был съезд как никогда консолидированный - о каком расколе идет речь?! 34 голосования - и с невиданными по единству результатами. Перед началом съезда никто не верил, что он состоится. Но были зарегистрированы 82 процента избранных! После начала никто не верил, что съезд проработает хотя бы час, но он проработал два дня. К концу второго дня мало кто верил, что наутро придет достаточное число людей, чтобы утвердить результаты голосования. Но к утру по первому звонку пришло 290 человек! Это единство беспрецедентно во всей истории СК, и говорить в этих условиях о расколе - значит вводить людей в заблуждение". Дондурей напомнил, что соблюсти все юридические нормы должны были в первую очередь юристы, с которыми прежнее правление заключило договор, потому что киношники - люди творческие и могут не знать всех тонкостей. Но "что же это за юристы, которые только за неделю до съезда начали говорить о том, как правильно должны быть оформлены документы!".

Режиссер Владимир Фокин призвал журналистов понять драматизм ситуации в СК: союз постарел, много людей больных и немощных, собрать кворум становится все труднее. Нельзя не принимать во внимание это обстоятельство: иначе любое решение, принятое в СК, не может быть признано легитимным. Поэтому уже давно установилась традиция, по которой вынужденно отсутствующие люди соглашаются с решением коллег. Достаточного числа голосов не было и на VI съезде СК, когда Никита Михалков был избран в практически опустевшем зале, но тогда почему-то вопрос о кворуме им не поднимался.

Критик Андрей Плахов предостерег от идеалистических ошибок V съезда СК: наивно надеяться, что достаточно убрать бюрократические барьеры и все образуется само собой. И вступил в прямую полемику с Марленом Хуциевым, только что призывавшим к повышению социальной роли кинематографа: "Искусство не может быть идеологией или руководством к действию. Это волшебство творчества, эманация таланта". А потом вступил в полемику уже с самим собой: "Сегодня у нас нет идеологии. Но эту идеологию и должно принести новое поколение кинематографистов".

Режиссер Николай Досталь еще раз призвал не путать творческие достижения таких мастеров, как Сергей Бондарчук, Лев Кулиджанов или Никита Михалков, с их конкретными поступками, с их деятельностью в общественной творческой организации. И критика, которой подвергают коллеги эти поступки и эту деятельность, отнюдь не ставит под сомнение их замечательные фильмы.

Актер и режиссер Всеволод Шиловский напомнил о том, что съезд задержан на полтора года - это само по себе серьезное нарушение устава, из-за которого все прежнее руководство СК может все эти полтора года считаться нелегитимным.

Алексей Герман-младший рассказал о мотивах, по которым большая группа молодых решила вступить в СК. "Мы не участвуем в военных действиях, не хотим делить коллег на "плохих" и "хороших". Для нас важно, чтобы Союз кинематографистов сохранился как площадка для конструктивного диалога. Если не остановить процессы, которые в нем происходили, то через пять лет на месте Дома кино будет стоять 25-этажный небоскреб с офисами, а мы считаем эту площадку крайне важной: только здесь возможен серьезный разговор о проблемах, как творческих, так и производственных".

Алексея Германа поддержал Андрей Прошкин: "Это разговор безотлагательный. Мы перед лицом кризиса, в кино назревает катастрофа. Закрыты 80 процентов снимавшихся картин! Есть фильм, который закрыли за пять дней до окончания съемок. Союз должен активизировать свою важную функцию - диалог с властью. Углублять конфликты, враждовать нам нельзя - наш дом горит!".

Оптимистичную ноту внес историк и киновед Наум Клейман. Он сообщил последнюю новость: решено отдать павильон под восстановленной скульптурой Мухиной "Рабочий и колхозница" по улице Эйзенштейна, 1, Синематеке и пока бездомному Музею кино.

Другие мнения

Иван Логунцов, представитель бюро правовой помощи "Стрелецкий, Логунцов и партнеры", клиентом которого является СК России:

- По закону изменения, которые вносились на съезде в учредительные документы, а также избрание нового руководителя СК, должны быть зарегистрированы в минюсте, - сказал Иван Логунцов. - Сейчас в минюсте находится письмо Василия Ливанова, где он просит проверить законность избрания делегатов. Есть и предварительный ответ. Его суть в том, что требования устава некоммерческой организации обязательны для исполнения. Высшим органом такой организации является съезд или общее собрание, которое считается правомочным, если на нем присутствует больше половины всех членов организации. Все решения подлежат государственной регистрации, перед которой в обязательном порядке проводится их правовая экспертиза. В случае нарушения законодательства РФ или положений устава данной организации в регистрации должно быть отказано.

Иными словами, сейчас избранный руководителем Союза кинематографистов Марлен Хуциев должен подготовить пакет документов, где приложены все протоколы, отражающие ход голосования, и в течение трех дней предоставить его в минюст, который проведет правовую экспертизу. Я уже указывал членам правления СК на грубые нарушения в процедуре выборов делегатов на съезд и считаю, что в регистрации документов будет отказано. После отказа минюста новоизбранное руководство СК может подать на минюст в суд. Суд должен установить истину и вынести решение о легитимности съезда и его решений.

Есть другой путь. Любой член СК, считающий, что его права съездом нарушены, может обратиться в Пресненский суд с иском, требующим признания съезда нелегитимным, а его решения недействительными. На заключение суда в течение 10 дней можно подать кассационную жалобу в Мосгорсуд. Если такой жалобы не будет, решение суда становится обязательным. На время судебных споров действие решений съезда приостанавливается.

Василий Ливанов, народный артист России, инициатор обращения в суд о легитимности нынешнего съезда СК:

- Я и Владимир Наумов сначала обратились с письмом, адресовав его участникам собрания, заявленного как седьмой съезд Союза кинематографистов, где и написали, что их съезд нелегитимен, потому что нарушил все пункты устава союза. На съезде даже мы с Владимиром Наумовым не были делегатами, а ведь мы оба являлись членами оргкомитета Первого съезда СК 1965 года. Потому что мы, видите ли, не члены гильдии! Но ведь это не съезд членов гильдии, а съезд членов Союза кинематографистов.

В чем вина Никиты Михалкова? Благодаря своей творческой энергии, своей мировой известности, своим общественно-государственным связям в течение пяти лет он держал на своих плечах это абсолютно развалившееся советское здание. Союз, который Никита принял материально абсолютно запутавшимся, утопавшим в долгах, разворованным, сейчас не имеет никакого внешнего долга.

Созданный так же, как Союз писателей, по принципу легального ГУЛАГа, как он может существовать сейчас, этот творческий союз, чье творчество заключалось в том, чтобы соответствовать коммунистической идеологии. Развалились все творческие союзы, значительно более мощные, чем наш.

Почему держится так долго Союз художников? Потому что у них существует мощнейшая академия, которая занимается творческими делами, и профсоюз с разными секциями - живописцы, графики, скульпторы и т.д. Наша цель - создать конфедерацию профсоюзов, как у художников, которую бы возглавляла наша национальная киноакадемия.

Вот сейчас будет решение суда, и мы соберем настоящий съезд, который займется всеми этими проблемами. Что же касается Марлена Хуциева, его тщеславие - пища для анекдотов. Его заранее поставили в глупое положение.

Культура Кино и ТВ Кино и театр с Валерием Кичиным